C.S. Lakin «The 12 Key Pillars of Novel Construction»

   Без рубрики

С некоторым страхом подступаю к этой рецензии, делать за скольких всегда бывает, когда предстоит рассказывать об очередном  «непохожем получай другие» методе в литмастерстве. На поверку метод оказался далеко не таким уж непохожим, но подозреваю, что многих может задать страху претензия на всеобъемлемость, заявленная автором. Не могу мало-: неграмотный признать, что некоторые основания для подобных претензий, у Лэкин до основ себе есть.

Итак, метод «12 опор», (как) будто я буду называть его в дальнейшем, очень обширен. Он заключает весь процесс написания и редактирования произведения практически вплоть накануне финального черновика. Представляете?! Уже по этой причине я и старый и малый-таки не рекомендую его новичкам. Казалось бы, (и) еще как удобно — всего одна книга, по которой можно кончиться все стадии, но это обманчивое впечатление. Уже самые первые и самые основные опоры могут останавливаться серьезным препятствием для начинающего писателя, потому что вопросы Лэкин ставит без меры серьезные — а без ответов на них тяжело продвинуться позже.

Итак, суть метода «12 опор» заключается в том, по какой причине роман строится на этих самых 12-ти опорах, вдобавок первые 4 являются самыми главными и ключевыми, которые необходимо отработать еще на стадии задумки, а остальные 8 используются на различных стадиях работы еще в процессе. Каждая из опор прорабатывается с помощью вопросов, держи которые автор должен дать ответ (подумав, конечно но!) — и вопросов этих, как ни странно, тоже 12. В каждой опоре. Что-нибудь дает нам в итоге 144 вопроса — и поверьте, отписками здесь не отделаешься. Некоторые из вопросов (ближе к финалу), подразумевают полное протягивание текста снова и снова, устраняя ошибки и улучшая текст. Вслед за тем я кратко рассмотрю все 12 опор, также на нашем сайте в скором времени появятся всегда 144 вопроса и бонусом — анкета для работы со сценами, опять же из данной книги.

Итак, начинается все с четырех базовых, критических опор:

  1. Лейтмотив. Да-да, пресловутая идея, которая для некоторых авторов — неизвестно что само собой разумеющееся, для некоторых — камень преткновения. Паче того, чтобы жизнь медом не казалась, прямо в первом а вопросе этой опоры Лэкин требует от автора предоставить изюминку будущего произведения — так что голову придется исковеркать каждому. Я не скажу, что являюсь сторонницей такого подхода — за всем тем не могу не признать, что если сформулировать как по пальцам идею на самом подготовительном этапе,  это здорово облегчит положение после. Хотя с другой стороны после написания первого черновика беспричинно оказаться  в положении, когда старая идея окажется задвинутой в дальней пеленг чем-то совершенно иным.
  2. Цель. Под целью в первую каскад стоит цель для ГГ (главного героя) — и (тутовое я сама всеми лапами за то, чтобы автор формулировал к себя подобные вещи еще на стадии планирования. Алло, еще до того, как сесть писать первую главу, жуть желательно четко представлять себе, зачем герой во всё-таки это ввязался. Цели у героев чаще всего самые банальные, что-то около что бояться этого пункта не надо — спасти существование (бренное), защитить близких, вернуть жизнь в привычную колею (ну и идеже-то там богатство, слава, любовь и т.д.). Так почто смело отвечайте на вопросы второго раздела — и чем за некоторое время до, тем лучше.
  3. Конфликт. Конфликт, являясь одновременно очень важной, реалистически необходимой частью любого произведения, у новичков часто вызывает опасение. Его непросто уловить и непросто провести достойно через всю книгу — тогда помимо основного конфликта с антагонистом/миром, герой постоянно сталкивается с конфликтами не так. Так как антагонист, пусть условный, также появляется сейчас на стадии планирования, как минимум один конфликт появляется дружно с ним. Вполне возможно, вопросы Лэкин для кого-в таком случае прояснят самую суть этого ускользающего и вместе с тем такого важного компонента.
  4. Подтема. Тема — это засада, в том числе для меня. После знакомства с методом Хорвица я вообще не представляла, какова предмет моих книг и узнавала о ней от читателей. Но ажно с Хорвицем я постигаю тему не раньше, чем будет написан передовой черновик — и продолжаю отстаивать идею того, что тема — вещица в некотором роде мистическая, которая рождается в процессе узнавания героев, раскрытия идеи и продвижения сюжета и не заманить кого куда и калачом не может быть гарантированно найдена до того, ни дать ни взять поставлена последняя точка в первой версии книги. Однако Лэкин настаивает, зачем тема должна быть найдена в самом начале работы, аюшки? может вызвать у многих судорожные попытки сформулировать ее хотя бы как-то. Лично для меня выдать мысль может статься «Боль и жизненные неурядицы делают человека сильнее или ломают вечные)» до того, как я вообще поняла, что у меня инуде за люди, кто из них сломается, а кто в закромах — довольно нетривиальная задача.

 

Однако продолжим. Чем дальше, тем больше метафизическими становятся опоры, и тем проще с ними работать. Согласно сути, мы все еще на стадии планирования — однако первый черновик не за горами. Итак:

  1. Сюжет. Будто-да, ура. Наконец, нечто, без чего книги целое-таки не получится — и после проработки данной опоры есть приступать к написанию первого черновика. Вопросы Лэкин — серьезное опора для всех желающих отловить некоторую часть блох до этого часа до того, как потом они выплывут в виде сюжетных дыр и нестыковок.
  2. Второстепенные герои. Я далеко не могу сказать точно, когда именно стоит писать документ — но очевидно, что его никак нельзя писать прежде 5 опоры — но совершенно точно можно начать до 6-ой. Купно с тем она помогает обратить внимание на роль второстепенных персонажей в вашей книге — делать за скольких они помогают герою, мешают ему, для чего они по большому счету нужны. Вы сможете оценить линии их развития и вскинуть глаза, насколько их взаимодействие с героем влияет на сюжет, согласен и на другие элементы черновика.
  3. Сеттинг. То есть окружающий круг. Мир желательно продумывать как на стадии планирования (хреновато, пишете ли вы фантастику или реализм), но в среднем или иначе проработка его всегда продолжается и в процессе написания текста. Вообще-то практически невозможно знать о мире своей книги все держи 100% — и невозможно выдать всю известную информацию читателю (будто и не нужно). Вопросы Лэкин помогут сфокусироваться на самом основном — книжка, как сеттинг отражает потребности героя и как сделать его довольно интересным.
  4. Напряжение. Вот здесь мы уже вступаем известной) (степени на почву редактуры. Не каждому, далеко не на нос автору удается довести напряжение в каждой сцене до максимума ранее на стадии первого черновика. В целом, этого и не нельзя не. А вот на стадии редактуры уже вполне уместно пораскинуть умом о том, насколько каждая сцена работает на исполнение авторской задумки, поднимает ставки, толкает первым долгом сюжет etc. Собственно, где-то здесь и проходит водораздел среди первым черновиком и последующими правками.
  5. Диалоги. Как вы можете заприметить, началась шлифовка собственно текста. Лэкин подразумевает, что спирт у вас уже есть, соответствует в целом задуманному (идее, сюжету, теме), хотя, как и любой черновик, требует допиливания. Кратенько о том, кое-что будет дальше:
  6. Уникальный голос для каждого героя
  7. Бардовский стиль
  8. Мотивы. О, вот тут я желаю остановиться подробнее — потому что что под весьма туманным понятием «Мотивов» скрываются… по всем статьям нам (ну по-крайней мере читателям этого блога иль пользователям Сочинителя) известные Цепочки! Да-да, Лэкин нашла в (видах них собственный термин и даже вынесла на самое последнее уезд в списке опор (бедный Хорвиц) — но обойтись без участия них, конечно же, не смогла! Мотивы — это цепочки, которые (за)грызть потому что их не может не быть, ввиду этого что они — основа основ и неважно, считаете ли вас сюжет — сюжетом или просто центральной цепочкой в ряду многих. Так факт, что они сохранились даже у автора, который отвергает по всем статьям известные трехактные структуры (а про Хорвица, возможно, Лэкин ажно не слышала) лично для меня говорит о многом.

 

Из чего следует, краткий обзор книги завершен. Советовать или не подсказывать работу по ней я не стану. Книга невероятно полезна, (бог) велел пользоваться ей целиком и пошагово, можно отвечать только получи отдельные блоки вопросов в те моменты, где вы чувствуете, что-что без поддержки «уплываете» в неизвестность. Также огромный, низкий земный Лэкин за прекрасный опросник по сценам, который как и обязательно появится на Сочинителе в самое ближайшее время.

Stay tuned!