Человек и музыка

Иные вещи способны пробить человека сквозь любые толщи. Я из категории «обычных» людей без специальных музыкальных навыков, которые отличают хорошую музыку от плохой интуитивно. В сентябре этого года Всероссийский Юношеский симфонический оркестр и его основатель, художественный руководитель и главный дирижер народный артист СССР Юрий Башмет отправились в турне по странам Азии. Концерты прошли в Сингапуре, Пекине, Сеуле и Шанхае. А открытие состоялось в Москве в Концертном зале имени П.И.Чайковского. Там я и оказался и был насквозь пробит, изрешечен тонкой материей. В программе вечера звучали три произведения: «Путеводитель по оркестру», пьеса, специально написанная по заказу оркестра молодым композитором Кузьмой Бодровым; концерт для фортепиано с оркестром Эдварда Грига, солист шанхайский пианист Йингди Сан; и Симфония № 5 Дмитрия Шостаковича. Дирижёр, разумеется, Юрий Башмет. На Шостаковиче я и не выдержал – и полетел. Что это было, рассказать не смогу. Да и не нужно, пожалуй. В музыке, как я понял во время концерта, неуловимое движение важнее, чем «пойманный миг».

Восточная мудрость гласит, что мир населен тремя видами творений: ангелы, демоны и человек. Демоны состоят из плотной материи. Для них – цвет; они – сплошные глаза. В мире искусства им соответствует живопись. Ангелы сотканы из тонкой материи. Их инструмент – звук, их способ познания – слух. Им соответствует музыка. Между ними – человек.

Между ними — Башмет, думалось во время концерта.

Всероссийский юношеский симфонический оркестр под управлением Юрия Башмета был создан в 2012 году, в его состав вошли музыканты в возрасте от 10 до 22 лет из 28 городов России. За семь лет юношеский оркестр уже покорил Европу и принял участие в самых знаковых событиях нашей страны. «Дети» Башмета закрывали Олимпиаду в Сочи и открывали Чемпионат мира по футболу в Москве. Процесс отбора музыкально одаренных детей в коллектив долгое время транслировался по каналу «Культура».

Как отметил маэстро Башмет, азиатское турне стало первым выступлением коллектива на восточных сценах. В ходе гастролей по Сингапуру, Сеулу, Пекину и Шанхаю музыканты в разных комбинациях исполнили «азиатскую программу». В том числе, звучала пятая симфония Шостаковича, написанная в 1937 году, корейская песня Арианг о борьбе с эксплуататорами и фантазии китайского композитора Чжао Цзипиня на темы из Музыкального цикла «Шелковый путь».