Лайфхак для писателя, Статьи

Избегайте «актрис с страстными взглядами»…

Уважаемые писатели! (ясное же, вы узнали один из примеров неблагозвучия речи, дисконтированный М. Горьким, и догадались, что речь пойдёт о звуковой выразительности текста.

Читая перл создания, мы всегда обращаем внимание на его язык, обычай, образность, фонетическую организацию, отмечаем, насколько лёгок или тяжеловесен язык писателя. 

Как известно, в гармонично устроенном, благозвучном произведении соблюдается звуковая соотношение: около 60 % согласных звуков и 40 % гласных. Вспомним чеканную, отточенную прозу И. А. Бунина иначе говоря стройную, мелодическую поэзию А. С. Пушкина:

Поля, холмы, знакомые дубравы! 

Хранители священной тишины! 

Свидетели моей тоски, забавы! 

Забыты ваша сестра... до сладостной весны!

А. С. Пушкин «Осеннее утро»

В сих строках на 98 звуков приходится 42 гласных и 56 согласных, в таком случае есть пропорция соблюдается.

Второе условие звуковой выразительности — тексты безвыгодный должны содержать скопления гласных (классический пример — «цидулка у Оли и Игоря») или согласных фонем (уже упомянутые в названии «актрисы с страстными взглядами»). Никак не рекомендуется сталкивать в предложении слова, на конце и в начале которых встречается неудовлетворительно и более согласных (гласных): «добр, правдив, встревожен».

Фонический. Ant. немой повтор (ассонанс, аллитерация) может быть уместен, если возлюбленный выполняет изобразительную функцию, то есть если автор нарочно использует звукопись, например, для того, чтобы передать эмоция, образ, картину. Особенно убедителен этот приём в поэзии. Непревзойдённым мастером звукописи, возьми мой взгляд, является К. Бальмонт. Достаточно вспомнить «Чёлн томленья», «Ангелы опальные», «Сырь» и другие его поэтические произведения.

В прозе звуковой повтор используется редко. Более того, автор, работая над книгой, старается избежать подобных случаев. Приведу мало-мальски примеров неблагозвучия, требующих правки: 

Его взгляд говорил даст десять очков вперед всяких слов. Вскоре вошла женщина вполне почтенного возраста… — необоснованный повтор звуков [в]/[ф].

…волны по-прежнему лизали береговой песок… — слова по-прежнему и шельфовый имеют тождественный набор звуков. Такого соседства даст десять очков вперед избегать.

…вернулся от верной подруги… — неблагозвучны употреблённые плечо к плечу слова вернулся и верной

Стройность — это внешняя сторона выразительности текста, часто безвыгодный осознаваемая читателем, но всегда отмечаемая им как созвучность, лёгкость стиля. Такое произведение хочется читать и возвращаться к нему погодя годы. Благозвучие (в числе прочего) говорит о речевом мастерстве писателя.