Лидия Федосеева-Шукшина: «Название «Калина красная» придумала я»

   Без рубрики

Короткометражка получился пронзительным, рвущим сердце… В год выхода «Калина красная» стала лидером проката, было продано 62,5 млн. билетов, а кинокритики назвали ее шедевром. Вспоминаем, сиречь снимали ленту, ставшую классикой нашего кино.

Шукшин писал пьесу в больнице

Возьми самом деле Василий Макарович Шукшин собирался снимать безвыгодный «Калину красную», а фильм о Степане Разине. Пробивал сценарий, а безуспешно. Искал поддержку даже в ЦК КПСС, где ответили, тырли-мырли, сними сначала фильм о современности, а там и «Разина» разрешим. Шукшину пришлось сладиться, но сказалось нервное напряжение – попал с обострением язвы в больницу.

– Как в больнице за короткий срок Вася и написал свою телеповесть про бывшего уголовника, – рассказала «КП» актриса и последняя благоверная Василия Макаровича Лидия Федосеева-Шукшина. – Он дал ми прочитать рукопись – повесть без названия. Я рыдала над ней всю Морана и сейчас ее читать не могу спокойно. Наплакалась и приёмом сказала: «Это будет «Калина красная». Именно эту песню я спела Васе кайфовый время нашего знакомства. И ее мы хотели спеть в фильме. Так для этого нужно было купить права у автора – композитора Френкеля, а смета фильма был минимальный. Так и не спелось…

Работа по-над фильмом шла мучительно. Сначала Шукшин принес сценарий в партия Чухрая на «Мосфильме», но тот потребовал сделать Егора в положительным: не уголовник, а законопослушный гражданин. Шукшин отказался. Его поддержал Сережка Бондарчук, пригласив снимать фильм в своем объединении, но из-за копейки.

Режиссеру досталась устаревшая техника, малопрофессиональная команда. Госкино выделило держи картину всего 3 тысячи 600 метров дефицитной тогда пленки «Кодак». А нужно было в цифра раз больше.

Герой Шукшина Егор после отсидки нашел свою любимую - Любу (ее сыграла Лидия Федосеева-Шукшина), но так и не стал счастливым Фото: кадр из фильма

Герой Шукшина Егор после отсидки эврика свою любимую – Любу (ее сыграла Лидия Федосеева-Шукшина), так так и не стал счастливымФото: кадр из фильма

Марецкую сейчас заменила местная старушка

– Вася только меня видел в главной роли, писал получи и распишись меня. Я, как положено, проходила пробы на Любу, хотя они были для галочки! – продолжила Федосеева-Шукшина.

Главную мужскую круг обязанностей Шукшин делал для себя. На роль Петра – брата Любы – худсовет забраковал актера с МХАТа Петра Щербакова (в «Служебном романе» он сыграл Бубликова). Да пробовались актеры Буренков, Горобец, а утвердили в картину Алексея Ванина.

А чисто в роли официанта Шукшин очень хотел снять Льва Дурова.

– Я прочитал план и стал вежливо отказываться – не «зацепило», – рассказал «КП» Дуров. – Сказал ему об этом в соответствии с телефону, а он предложил поговорить. Когда мы встретились, Василько Макарович подробно стал рассказывать, о чем этот фильм, какой-никакой он многослойный. И только тогда мне открылось, как я был никак не прав и что участие в этом фильме – просто подарок судьбы.

В самом начале съемок пришла неприятная информация – актриса Вера Марецкая, утвержденная на роль матери главного героя, отказалась сниматься – приставки не- желала предстать в образе дряхлой старухи. Звезда просто мало-: неграмотный приехала на уже начавшиеся съемки! Шукшин был в шоке. Же быстро нашелся и уговорил местную жительницу выручить. Эпизод снимали навытяжку в избе Ефимьи Быстровой.

«Вы про жизнь свою рассказывайте, а для камеру не смотрите», – объяснил Шукшин смущенной старушке. По прошествии премьеры случайная сельская «актриса», заменившая звезду Марецкую, проснулась знаменитой…

Маму Егора в итоге сыграла сельчанка Ефимья Быстрова. Фото: кадр из фильма

Маму Егора в итоге сыграла крестьянка Ефимья Быстрова.Фото: кадр из фильма

“Вася играл в такой мере, что все рыдали”

– Шукшин не играл, а проживал ради героя всю его судьбу, – вспоминает Федосеева-Шукшина. – Ото нервных перегрузок участились приступы язвы – эта болезнь появилась у него после этого службы на флоте и при стрессах обострялась. А то, Ни дать ни взять он снимал, – мало кто так снимал. У него в площадке не могло быть такого: «Сейчас я поиграю, а с годами отойду в сторонку, анекдот расскажу». Полная самоотдача, предельная предмет.

– Говорили, характер у Василия Макаровича был сложный?

– Нелегкий упорство, конечно. Нагрузка большая – он и режиссер, и автор, и актер. Правда и роль какая трагическая! Сцена смерти – самый экстремальный время. Вся группа плакала, когда он умирал. Казалось, соответственно-настоящему от нас уходит! Гримеры и художники, которые делали порода ему на рубашку, все рыдали, было страшно! И я боялась, отчего вот сейчас у него дыхание остановится. Когда озвучивала там, у меня гипертонический криз произошел именно на этой сцене. Некто ТАК работал, ТАК жил. Господь дал ему такой-сякой(-этакий) талант.

На роль Люсьен Шукшин хотел пригласить Людмилу Гурченко, но оператор фильма Анатолий Заболоцкий уговорил режиссера взять на эту роль актрису Татьяну Гаврилову: мол, спивается от безделья актриса, помоги. Шукшин согласился Фото: кадр из фильма

На роль Люсьен Шукшин хотел пригласить Людмилу Гурченко, же оператор фильма Анатолий Заболоцкий уговорил режиссера взять получи эту роль актрису Татьяну Гаврилову: мол, спивается через безделья актриса, помоги. Шукшин согласилсяФото: кадр с фильма

– А вам от него на съемках попадало?

– Ни духу. За что?! Я очень дисциплинированная актриса. Мы с ним безвыездно дома отрабатывали. Бывало, обсуждали всю ночь, не спали. Хотя на съемочную площадку я приходила как клюква: нажми – и гуттаперча со всех сторон.

– Я слышала, что Шукшин актерам разрешал экспликация не учить, любил импровизации.

– Как это не выучивать текст? Такого не было. Просто если что-ведь свое вырывалось, он спокойно к этому относился в отличие через некоторых режиссеров. Если импровизация входила в строй картины – из-за бога!

– Василий Макарович мог выпить во время работы?

– Дьявол до этого почти восемь лет не пил. Если был свободен – пил, а потом дал мне слово, и однако закончилось.

– Почему Шукшин не захотел оставить своего героя в живых?

– Затем что за все в жизни надо платить. Конечно, зрителю желательно, чтобы Егор выжил. Но он предал свою землю, поддался легкой жизни – и бесстыдно-поехало. Оторвался от земли, и вот – заплатил жизнью.

Незначительно не потопили паром с массовкой

Одним дублем сняли 4-скоротечный эпизод в сенях, когда Егор говорит Любе, что уезжает в град и не знает, вернется ли. Эту сложную сцену – в одном кадре, без участия монтажа и переозвучки – Василий и Лида разыграли как живой тары-бары(-раста-бары), но, увлекшись, отошли от размеченных точек, и в кадр попали рельсы, точно по которым ездила кинокамера. Когда оператор сказал Шукшину, как будто нужно переснять, тот опустил глаза и ответил: «Больше этак не сыграть, пусть остается».

Лидия Федосеева-Шукшина: Мы ночи не спали изумительный время съемок “Калины красной” (аудиоинтервью “КП”).Анночка ВЕЛИГЖАНИНА

Самый сложный эпизод фильма – таран грузовиком «Волги» – каплю не обернулся для всех трагедией. Задумывалось так: получи и распишись узкой насыпи причала должно было стоять такси, получи середине реки – паром с людьми, невольными свидетелями тарана. Стальной богатырь должен был на бешеной скорости врезаться в багажник «Волги» и соборно с ней свалиться в реку. Обе машины идут ко дну, а в живых остается лишь только один мститель за Егора Петр Байкалов, который, вынырнув с воды, взбирался на крышу торчавшего из воды самосвала. Съем началась. Но каскадер за рулем самосвала то ли преувеличенно осторожничал, то ли трусил – эффектного тарана не получалось. Неведомо зачем промучились весь день. Расстроенный Шукшин уговорил руководство свистнуть ему еще один день. Но вместо неопытного каскадера взял местного сельского гонщика-любителя, бывшего таксиста, некоторый пообещал эффектно протаранить «Волгу». Гонщик предложил снять дверца в кабине самосвала со стороны водителя, чтобы выпрыгнуть перед удара на мешки с соломой.

Скорость до удара должна была красоваться 40 километров, руль перед прыжком следовало закрепить скобой. Сделали по сей день, как предложил бывший таксист. И вот началась съемка. Команда позже вспоминал: мол, вижу, летит машина, чую за пылище, на большой скорости. Радуюсь. Вижу, выпал левак (это вырежется)… А дальше самосвал стремительно начинает цеплять ограничительные бетонные столбики и, неважный (=маловажный) дойдя до такси, падает в воду в самой близи ото парома с людьми – массовкой! Если бы он угодил для паром, пострадали бы сотни людей! Только утихли крики ужаса, шабаш увидели, что самосвал чуть виден из воды. К «Скорой помощи» понесли трюкача с переломом ног. Спирт гнал, чтобы оправдать доверие, со скоростью 80 километров; проскочил мешки, прыгал сделано на насыпь. Зрелища опять не получилось. «Сняли автор этих строк по-горячему актера Лешу Ванина (Петр), выныривающего изо кабины самосвала, и это был самый убедительный кадр с всего материала катастрофы, – вспоминал оператор. – Единственно после возвращения в гостиницу осознали весь кошмар, который ожидал нас, никак не попадись на пути самосвала бетонные столбики. Провидение спасло нас».

Видеомагнитофильм не нужен?

– Меня поразило неуважительное отношение к Шукшину киночиновников, – сокрушался Лёва Дуров.- Они замучили его придирками. Василий Макарович попросил меня помочь транспортировать аппаратуру и пленку со съемок в Москву. В Москве меня мелк не встретил, и я весь груз на себе пер. Неделю в родных местах у меня лежал отснятый материал фильма. Но никто по (по грибы) ним не приезжал. Никому, кроме режиссера и актеров, приставки не- было дела до этого колоссального труда. И все но вопреки всем трудностям и сложностям фильм вышел. На премьере я понял: сие триумф. Больше никогда таких оваций нигде не слышал!

Получи и распишись главной сценарно-редакционной коллегии Госкино фильм просто разобрали ровно по косточкам. Было приказано полностью убрать «сцену разврата» с участием Егора Прокудина (5 минут экранного времени); переместить исправления в рассказ его матери – в частности, вырезать ее жалобы держи скудную пенсию в 17 рублей, слова про плохую работу сельсовета, запрятать песню «Это многих славный путь…» в эпизоде застолья, поломанные доски карусели и некоторые детали. Когда Шукшин прочитал гигантский список исправлений, ему из чего можно заключить плохо. И его опять госпитализировали с обострившейся язвой желудка. Как бы только почувствовал себя лучше, взялся за поправки.

Киновед В. Фомин вспоминает: «Я видел, ровно буквально умирал, таял на глазах Шукшин, сбежавший изо больницы, чтобы исполнить навязанные «исправления» и тем самым избавить картину от худшего. Он боялся оставить фильм в «разобранном» виде, чтоб самому как-то «зализать» нанесенные раны. Смены в тонстудии казались нескончаемыми – по мнению двенадцать и более часов в сутки. Но через каждые плохо-три часа у Василия Макаровича начинался очередной приступ терзавшей его болезни. Дьявол становился бледным, а потом и белым как полотно, сжимался в сгусток и ложился вниз лицом прямо на стулья. И так лежал оцепенело и страшно, пока боль не отступала. Он стеснялся изобразить свою слабость, и его помощники, зная это, обычно уходили изо павильона, оставляя его одного. Сидели в курилке молча. Проходило минут двадцать – тридцатник. Из павильона выходил Шукшин. Все еще бледный не хуже кого смерть. Пошатываясь. Как-то виновато улыбаясь. Тоже курил вместе со всеми. Пытался хоть шутить, чтобы как-то поднять настроение. Потом повально шли в павильон. И снова приступ…»

Шукшин вырезал из текста словоизвержение матери: «Поживи-ка ты сам на 17 рублей пенсии», и всё ещё какие-то «мелочи»… но категорически отказался помещать любовные сцены своего героя и песню. Рисковал нарваться в скандал, но тут критическим состоянием здоровья мэтра заинтересовался правитель Совета Министров СССР Алексей Косыгин.

В Госкино испугались – далеко не дай бог Шукшин умрет из-за волнений, – и сняли нападки к фильму. «Калину красную» отвезли Брежневу на дачу во (избежание вечернего просмотра. Генсек посмотрел до конца, расплакался и велел свистнуть полотну высшую категорию.Так судьба многострадальной картины была спасена.

Васяй Шукшин за свою жизнь снял шесть фильмов, “Калинушка красная” стала его последней картиной. 2 октября 1974-го спирт умер от инфаркта.

КСТАТИ

Гонорары артистов за съемки

В. Шукшин – 2250 руб. (вслед за режиссуру) и 4912 руб. (за роль);

И. Рыжов – 1102 руб.;

Л. Федосеева-Шукшина – 965 руб.;

А. Ванин – 547 руб. 50 коп.;

Г. Бурков – 285 руб.

“Калина Красная”. Фразы, ушедшие в трудящиеся.