Лучшие статьи

Малыш без драйва

Полуклассик французского авторского хардкора Брюно Дюмон несколько лет назад успешно дебютировал в качестве создателя комедийного телесериала. Его «Малыш Кенкен» пользовался большим успехом в не очень большом кругу почитателей режиссёра. После пары «полнометражных» кинолент Дюмон вернулся к телеформату и своему уже повзрослевшему «малышу». В сериале «Кенкен и инопланетяне» (Coincoin et les z’inhumains) тот, правда, сменил имя с Quinquin на Coincoin, зато сам Дюмон остался верен себе. Он все так же сильно не любит людей (имеет полное право), хотя в последние годы добавил к холодному и брезгливому отстранению гротесковые краски, сделавшие его кино даже более безжалостным.

В снятой сразу после «Кенкена-1» черной комедии «В тихом омуте» было не очень понятно, кого автор ненавидит больше – приехавших на суровый приморский пленэр вырожденцев-аристократов (их уморительно изображали Жюльет Бинош, Валерия Бруни-Тедески и Фабрис Лукини) или обслуживающих их плебеев, промышляющих не только сбором мидий, но и каннибализмом. В сериалах про Кенкена, лишенных звезд, плебеев играют сами плебеи, и нельзя сказать, что Дюмон дарит им хоть какое-то сочувствие.

Дюмон вернулся к телеформату и своему уже повзрослевшему «малышу» Фото: кадр из фильма

Дюмон вернулся к телеформату и своему уже повзрослевшему «малышу»Фото: кадр из фильма

Если бы он, не дай Бог, снимал под нашим звездным небом, ему обязательно бы пришили очернение простого народа, обвинили бы в глумлении и издевательствах над вскормившим его людом из Па-де-Кале, который он использует для собственного обогащения и поездок на фестивали. Но за бедных деградантов и алкашей с его малой родины вступиться, увы, некому, и Дюмон с упорством, заслуживающим лучшего применения, зачарованно фиксирует крупные планы их угрюмых лиц со следами серьёзных генетических отклонений и прочего вырождения.

Дюмон старается держать себя в руках, но не может: демонстрация всевозможных психических и физических отклонений интересует его явно больше фантастического сюжета об инопланетянах, усердно гадящих на северной французской сторонке чёрными, похожими на коровьи, лепёшками. Но куда фантастичнее выглядят сами его персонажи – Кенкен с переломанным, кажется, с рождения носом, страдающий всеми видами лицевого тика комиссар полиции, его водитель, предпочитающий использовать во время езды только два колеса машины из четырёх, и т. д.

Режиссер Бруно Дюмон с Почетным Леопардом

Режиссер Бруно Дюмон с Почетным Леопардом

Дюмон увёз из Локарно «Почётного Леопарда» за вклад. Показывавший перед «Кенкеном» своего очередного «Великого уравнителя» голливудский профи Антуан Фукуа удивился тому, как Дюмон на следующий день после возвращения с фестиваля собирается снимать продолжение своего недомюзикла про Жанну Д’Арк. Явно не видевший ни одного фильма Дюмона голливудский ремесленник как-то по-своему представляет себе этот мюзикл. Впрочем, и Дюмон точно так же знаком с творчеством автора ремейка «Великолепной семерки». Встретиться они могут только на фестивале. Пожать друг другу руки и сразу в ужасе об этом забыть.

Лучшие статьи

Редактор Виктора Пелевина покинула издательство

Эту новость нельзя считать ни корпоративной, ни узкопрофессиональной. Уход одного из лучших редакторов из издательства «Эксмо» взбудоражил не только писательские круги, но и простых читателей, любящих и ценящих книги. Несмотря на то, что Аминова не имела такой самостоятельности и известности, как Елена Шубина, под нее не было создано своей редакции (хотя планировалось), тем не менее, за 12 лет работы в «Эксмо» имя Аминовой стало брендом без дополнительной раскрутки.

Ольга Аминова возглавляла отдел современной прозы редакции номер один, занималась сентиментальной, остросюжетной и интеллектуальной прозой. Она редактор книг Виктора Пелевина, Владимира Войновича, Дины Рубиной, Александра Мелихова, Анны Берсеневой, Михаила Эпштейна, вывела на рынок и обеспечила популярность Олегу Рою, «открыла» Татьяну Веденскую, Александра Снегирева, Алексея Винокурова и других авторов, полюбившихся читателю. Заслуга Аминовой еще и в том, что в массовую литературу пробился рассказ. Непопулярный, как считалось ранее, жанр вновь обрел популярность и получил право на издание большими тиражами благодаря грамотным действиям редактора. С легкой руки Аминовой в редакции возникло направление литературы Young Adult, успешно сейчас существующее в виде импринта «Like Book». Ольга Аминова вырастила плеяду отличных редакторов, многие из которых возглавляют сейчас издательские подразделения.

Коллеги характеризуют Ольгу не только как мегапрофессионала, но и блестящего руководителя, ключевая характеристика которого – интеллигентность. Благодаря яркой внешности, умению держать себя, Аминова выделялась на любом мероприятии, будь то встреча с читателями, презентация книги или бизнес-ланч книгоиздателей и журналистов. (Как правило, на скучных и длинных мероприятиях издательства Аминова выступала ближе к концу, и это обстоятельство не давало журналистам разойтись).

О своем уходе из «Эксмо» Аминова написала вечером 8 августа на своей странице в соцсетях.

“Да, я ушла из «Эксмо». Точнее, я ушла из штата издательства Эксмо. Я не буду сидеть за своим прежним рабочим местом. Не буду руководить ни отделом, ни отдельно взятой группой современной российской прозы”.

О причинах, по которым Аминовой пришлось покинуть пост, не говорится. Но уход редактора стал не первым в череде увольнений пертурбации и реформ издательства. В феврале в «Эксмо» произошла смена гендиректора. Олег Новиков, занимавший эту должность с 1991 года, уступил свой пост Евгению Капьеву, занимавшему должность директора департамента «Эксмо Non Fiction». Как заявил Капьев в первом после назначения интервью, главной его задачей на ближайшее время станет соответствие стратегии «Два-пять-десять»:

– Удвоить объемы продаж в течение пяти лет, напрямую коммуницировать с каждым пятым жителем и войти в топ-десять издательств Европы.

Пока не очень понятно, как сыграют на результат регулярная смена менеджеров издательства (прощальные письма от менеджеров приходят к журналистам регулярно) и уход одного из ведущих редакторов.

Из источников, близких к издательству, известно, что место Аминовой в редакции займет 36-летняя Юлия Качалкина. С 2015 года Качалкина работала шеф-редактором современной российской прозы в издательстве «Рипол классик». Позиционируя себя как альтернативу “Редакции Шубиной”, Качалкина продвигала редакцию под своим именем, делая упор на эксперименты. «Редакция Качалкиной» старалась моментально реагировать на читательские запросы, издавая небольшими тиражами малоизвестных авторов.

Станет ли Качалкина новым редактором Пелевина – пока неизвестно.

Аминова отметила, что она останется внештатным редактором издательства: по-прежнему будет вести свои проекты, сохранит право номинировать на литературные премии и продолжит работу над книгами. Редактор поблагодарила авторов, которые, узнав об изменении статуса, не пожелали расстаться с ней.

«Те, кто слышит о переменах впервые из данной публикации, могут смело делать свой выбор. Ко всему отнесусь с пониманием», – отметила Аминова.

Остается добавить, что в свое время одна из причин, по которым Аминову приняли в «Эксмо» на высокую должность, была сформулирована начальством как «Умение держать удар».

ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД

Мария Метлицкая: Олечка, верь, справедливость все-таки есть

Несмотря на то, что в своем фейсбучном посте Аминова изложила ситуацию максимально нейтрально и деликатно, близкие друзья и коллеги считают, что с любимым редактором поступили несправедливо.

Не все писатели, которых пестовала и любила редактор Первой редакции решились выступить со словами поддержки. Их можно понять, ведь речь идет о карьере и дальнейшем сотрудничестве с издательством. Но тем ярче и нужнее звучат слова поддержки от тех, чье писательское призвание не расходится с поступками. Одной из первых откликнувшихся стала замечательная писательница Мария Метлицкая. Она прислала в редакцию письмо со словами поддержки Ольги Николаевны.

Я довольно редко бываю в издательстве. не потому, что не хочу, а потому, что почти все вопросы сейчас можно решить средствами связи. Но, каждый раз, все восемь лет, когда я приходила сначала на Клары Цеткин, а потом на Зорге, меня встречала лучезарная улыбка Оли Аминовой. И ничего нет заезженного и пошлого в этом слове- именно так, лучезарная!

То, что Оля красавица и говорить не надо. Олиной интеллигентной, умной красотой можно любоваться и любоваться. Но главное – невероятный ум, невероятная тонкость, невероятное чутье, невероятный профессионализм, невероятная душевность и невероятная сердечность.

Определенно, у Творца в тот день было отличное настроение! Такая гармония во всем, вот уж и вспомнишь Антон Палыча по поводу”всего прекрасного в человеке”! Выходит, бывает.

Оля Аминова. Именно она разглядела меня. Именно так все и было. Господи, я вспоминаю тот день, когда моя Юля, мой бессменный редактор и мой дорогой человек, привела меня к Оле.

Как же я волновалась, как тревожилась! Но тут я увидела Олю! какие тревоги, какие волнения? Олины бесподобные глаза, Олина сказочная улыбка. Олина доброжелательность. Олина поддержка.

Ну вот опять я про красоту и женскую прелесть. Ну не могу удержаться, простите!

Люблю красивых и талантливых людей, что поделать!

Как странно бывает в жизни- такая вот встреча и меняется человеческая судьба. Да что там меняется- переворачивается на 360 и все! И жизнь твоя… Жизнь твоя переходит в другое качество. Жизнь твоя просто становится насыщенней, богаче. Счастливее.

Подумала- вот приду я на Зорге и все, вроде бы, так же. Да нет, не так. Я не встречу там Олю. Я не увижу ее доброжелательных, мудрых и теплых, прекрасных голубых глаз. Меня не встретит ее улыбка. . Я не услышу ее: “Машенька! Как я вам рада!”

Я не залюбуюсь ею- в который раз!- ее там просто не будет.

Нет, я все понимаю- в жизни бывает всякое. Но все таки странно- Оля и Первая редакция вещи для меня совершенно неразделимые. Были…

Да, бывает всякое. Жизнь, она такая. Жесткая, несправедливая. Дурная. Только вот не смирилась я с годами с несправедливостью- не смирилась и все!

Да потому, что очень хочется, чтобы родные и близкие… Умные и талантливые.Честные и порядочные- были рядом. Всегда.

Но как то не очень выходит…. Увы.

Олечка, дорогая, любимая! Да бог, что бы у вас было все хорошо! Дай бог, что бы все поскорее наладилось и вы были спокойны и счастливы! Или хотя бы- просто довольны! Сил вам, терпения, здоровья и веры! Веры в то, что справедливость все-таки есть!

Иначе совсем как то грустно….

Люблю вас очень. Всегда буду помнить то, что вы для меня сделали. Что вы изменили мою жизнь. И дай вам бог! Да так и будет- уверена!

Ваша Маша

реву…..

Справка КП

Ольга Аминова окончила филологический факультет педагогического университета в Ульяновске, защитила диссертацию, 12 лет проработала в Ульяновском педуниверситете, где преподавала историю русской литературы. После стажировки на кафедре истории русской литературы ХХ века МГУ осталась в Москве, стала сотрудничать с издательствами в качестве редактора, а впоследствии и гендиректора издательского дома. Увлекается живописью, музыкой, историей архитектуры.

Лучшие статьи

Русские народные песни: «Калинку» полюбили благодаря автору гимна СССР

Частушки, припевки, страдания и прочие образцы малого жанра – их 193 народа, проживающих на территории России, наплодили множество. Но почти любое произведение, ставшее хитом, создавали профессиональные поэты и композиторы.

Друг прислал снятый на телефон ролик: на деревенской завалинке сидят шесть бабушек и красиво выводят «Выйду ночью в поле с конем…» – песню группы «Любэ». Было бы их выступление официальным, вышла бы на сцену ведущая в платье в пол и объявила: «Музыка Игоря Матвиенко, слова Александра Шаганова, «Конь». Исполняют…» К видеофайлу прилагалось письмо. В нем друг пишет, что песня, по твердой уверенности бабулек, народная: «Ее еще наши прадедушки пели».

Договоримся о терминах. А то начнут сейчас знатоки объяснять, будто народная песня – это не песня, написанная народом, а просто горячо любимая им. Что-то вроде «Рюмки водки на столе» (на всякий случай: автор музыки и текста – Евгений Григорьев). Вот что пишет «Большая советская энциклопедия»: «Народная песня – продукт коллективного устного творчества». Другие энциклопедии БСЭ не противоречат.

Итак, что у нас числится в русских народных песнях?

«Калинка»

В 1860 году композитор и литератор Иван Ларионов написал ее для любительского саратовского театра. Вскоре песней заинтересовался приятель Ивана Петровича – создатель хора народной песни Агренев-Славянский. Визитной карточкой России «Калинка» стала после аранжировки композитора, дирижера и создателя гимна СССР Александра Александрова.

«Ой, мороз!»

В 1990-х годах в прессе появились сенсационные признания бывшей солистки Воронежского русского хора Марии МорозовойУваровой. По ее словам, она написала балладу о замерзающем ямщике в 1955 году для дуэта с мужем, а из-за халатности сотрудника завода грампластинок авторство не зафиксировали. С одной стороны, так сказать каждый может. Но, с другой, песня и без разоблачений Морозовой-Уваровой не слишком стара. По сведениям участников фольклорных экспедиций, «Ой, мороз!» большинство свидетелей слышали не раньше конца 30-х годов ХХ века. А вот что известно точно: последний куплет («Я вернусь домой на закате дня / Обниму жену, напою коня…») придумал Валерий Золотухин. Он исполнял песню в фильме 1968 года «Хозяин тайги».

«Степь да степь кругом»

Стихи написал в 1865 году поэт-самоучка Иван Суриков. На его счету много «народных» песен, но эта – про то, как в Моздокской степи замерзал ямщик, – самая известная. Гораздо позже балладу-завещание положил на музыку композитор Сергей Садовский.

«По Дону гуляет»

Написал балладу поэт Дмитрий Ознобишин в 1835 году. Называлась она «Чудная бандура». Но вдохновился автор сюжетом действительно народной песни. Правда, шведской.

«Черный ворон»

Песню всенародно поют с 1934 года – с момента выхода на экраны фильма «Чапаев». Сочинил ее «для своих» герой Крымской войны и Туркестанских походов генерал Николай Веревкин. Опубликована в сборнике его произведений в 1837 году. Тогда Николай Федорович был еще унтер-офицером Невского пехотного полка.

«Вдоль по улице метелица метет»

Дмитрий Глебов служил статским советником Коллегии иностранных дел. Стихи были его внеслужебным хобби. Взяв расхожий сюжет о парне, заинтересовавшимся девушкой, подметавшей снег (метелицей), он написал свою версию. В 1840-м, увидев в произведении типичный городской романс, композитор Александр Варламов написал на стихи музыку.

«Вот мчится тройка почтовая»

Акынские напевы ямщиков подарили нам огромное количество песен. Вчитайтесь, до чего прекрасно начало стихотворения Федора Глинки «Сон русского на чужбине»:

Свеча, чуть теплясь, догорала,

Камин, дымяся, погасал;

Мечта мне что-то напевала,

И сон меня околдовал.

В 1828 году композитор Алексей Верстовский увидел стих еще до публикации, не прошел мимо и создал «гламурный» романс. Песня длинной быть не может, поэтому на практике используются лишь последние четыре строфы из поэмы Глинки. То есть примерно третья часть.

«Лучина»

Ее мы знаем по первой строчке – «То не ветер ветку клонит». Казалось бы, точно народная, но… Песня создана на основе стихотворения поэта Семена Стромилова (1810 – после 1862) Александром Варламовым в 1840-е годы.

«Ямщик, не гони лошадей»

Еще один ямщицкий романс. Автор стихов – Николай фон Риттер, музыки – Яков Фельдман. В 1915-м хит достиг максимальной популярности. Романс был запрещен в 1920-м как «антиклассовое явление, несовместимое с идеалами коммунизма». Говорят, песня Владимира Высоцкого «Кони привередливые» – своеобразный ремейк «Ямщика».

«Живет моя отрада»

В 1882 году в России прошел громкий судебный процесс. Купеческий сын Николай Шаганов добивался расположения дворянской дочери Надежды Локтевой. А не добившись, украл ее «с отягчающими последствиями». То есть взлом, убийство, «насильственное удержание» и так далее. В 1882 году журналист написал репортаж из зала суда в жанре иронического стихотворения. На его основе поэт Сергей Рыскин и композитор Николай Шишкин и создали знаменитый «цыганский» романс.

«Думы потаенные» («Дролечка»)

Поэт, композитор, драматург, сценарист и бард Юлий Ким написал огромное количество «народных» песен: цыганских, еврейских и, само собой, русских. Самая популярная из них – «Дролечка» («Дролюшка») – создана к фильму «Пять вечеров». Отчаявшись доказывать авторство своих песен, Юлий Черсанович начал отвечать на телефонные звонки фразой «Русский народ слушает».

Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ

Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ

ПОСЛЕСЛОВИЕ

И что же нам теперь делать? Из всех народных песен народной можно считать только «Камыш» («Шумел камыш, деревья гнулись»). И то лишь потому, что авторство ее в точности не установлено. Хотя все говорит за то, что авторы у этого городского романса точно есть. Есть предложение: чтобы не заморачиваться авторством, называть такие песни не народными, а застольными. Под размытую категорию «песня, исполняемая, когда людям хорошо» подпадает все – от романсов «Ночь светла» и «Белой акации гроздья душистые» до земфировского «Хочешь, я убью соседей».

ПРОТЕСТ

«Березка» против постылого мужа

Первые упоминания песни относятся к концу XVIII века. Радищев приводит ее в книге «Путешествие из Петербурга в Москву» 1790 года. Но исследователи утверждают: стихи от имени девушки, отданной за нелюбимого, написал адъюнкт-профессор Казанского университета Нигмат Ибрагимов (1778 – 1818).

С этой версией согласны многие. Вот стихи, которые приписывают Евгению Евтушенко:

К сожалению, мало известно,

Но достоин тот факт пьедестала,

Что татарином создана песня.

«Во поле березонька стояла».

И за это, мой названый брат,

Честь тебе, Ибрагимов Нигмат!

В 2002 году в Казани местное общество любителей словесности открыло живой памятник Ибрагимову: в том месте, где он любил гулять, повесили на березу мемориальную табличку.

В народе песня разошлась во множестве вариантов. Но базовых два – обращение к молодому и любимому и к пожилому и ненавистному. Вот как девушки суровы к старости:

Стану я старого будити,

Встань ты, мой старый, проснися.

Люли-люли, проснися…

Борода седая, пробудися,

Вот тебе помои, умойся.

Люли-люли, умойся…

Вот тебе рогожа, утрися,

Вот тебе лопата, помолися.

Люли-люли, помолися…

Лучшие статьи

Гайдай не разрешил Трампу сняться в своей комедии

В этом году у комедии «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» режиссера Леонида Гайдая юбилей – в большой прокат фильм вышел в 1993 году. Это одна из первых отечественных картин, которую снимали в Америке. И последний фильм в биографии лучшего советского комедиографа. О малоизвестных историях, связанных со съемками последней работы режиссера, нам рассказали участники киногруппы.

Верблюд «шейха»

Леонид Гайдай – признанный король киноюмора. Вот и популярный в начале 90-х сюжет о борьбе с русской мафией в Америке он задумал снимать как шпионскую комедию. По сюжету суперагент КГБ (Дмитрий Харатьян) со своей коллегой из ЦРУ разоблачают русскую мафию в Штатах. Главной особенностью картины стали реальные съемки в Америке. Железный занавес только-только рухнул, и это было в диковинку.

– Экспедиция в США у нас растянулась на целый месяц, – рассказывает Дмитрий Харатьян. – В Америке я был впервые, и она произвела на меня грандиозное впечатление. Особенно Брайтон-Бич, где все лузгают семечки и слышится русский мат. Сложности были во время съемок общих планов захода и выхода из ресторанов. Нас все пытались оттуда выгнать, а мы уверяли, будто мы русские туристы и снимаем хоум-видео (домашнее видео).

Но в знаменитых башнях-близнецах Всемирного торгового центра (позже, в 2001 году, они были разрушены во время теракта) русская киногруппа снимала по официальному разрешению. Киношникам из Москвы даже позволили привести к центру верблюда из местного зоопарка. Американские зеваки решили, что на верблюде прибыл настоящий шейх.

Убытки миллиардера

Если внимательно посмотреть титры фильма, можно заметить благодарность «господину Дональду Трампу». Российским зрителям это имя мало что тогда говорило. Нынешний президент США всегда любил самопиар и не упускал случая засветиться в большом кино (в основном в роли самого себя). Миллиардер снялся в эпизодах «Один дома-2», «Принц из Беверли-Хиллз», других американских фильмов. Оказывается, он рвался попасть и в русское кино, к Гайдаю.

– Несколько эпизодов фильма мы снимали в Атлантик-Сити, в знаменитом казино «Тадж-Махал», принадлежащем Дональду Трампу, – рассказал «Комсомолке» Дмитрий Харатьян. – А главный и основной закон бизнеса какой? Извлекать из всего прибыль. Понятия «бизнес» и «бесплатно» – несочетаемые вещи. Тем не менее Трамп дал нашей съемочной группе три дня бесплатно, чтобы мы могли снимать у него в казино. Закрыл там все залы – себе в убыток. И только попросил через помощника: «Может, все-таки режиссер даст мне сыграть какой-то маленький эпизод?» На что Гайдай ответил: «Слушайте, а кто это такой вообще?» Вот Гайдай был недальновидным (улыбается)… А Трамп, похоже, уже тогда смотрел вперед и дружить с Россией решил еще в 90-е.

Ради съемок Дональд Трамп на несколько дней закрыл казино. И удостоился благодарности в титрах. Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Ради съемок Дональд Трамп на несколько дней закрыл казино. И удостоился благодарности в титрах.Фото: GLOBAL LOOK PRESS

«Джека Восьмеркина» в Штаты не пустили

Русским Джеймсом Бондом в комедии вместо Харатьяна мог бы стать популярный тогда актер Александр Кузнецов, звезда картины «Джек Восьмеркин – «американец». Но его кандидатуру отклонили кураторы фильма из КГБ. Почему-то побоялись, что Кузнецов может не вернуться со съемок в США. К слову, чекисты оказались прозорливыми. Позже Кузнецов и правда эмигрировал в Штаты, где пытался построить свою кинокарьеру, но потом все же вернулся в Россию.

Главную женскую роль в картине – сотрудницу ЦРУ Мэри – должна была играть американка. На эту роль претендовала Милла Йовович – начинающая голливудская актриса русского происхождения. Но Гайдай отказался смотреть даже пробы будущей звезды «Пятого элемента». А вышло так. На пробы вызвали двух актрис – одну на 11 утра, вторую на 12. Первой появилась Келли Макгрилл. Гайдай посмотрел на нее и заключил: берем.

– Кто-то в тот момент напомнил Гайдаю: есть же еще одна претендентка, может, все-таки посмотрите? – рассказывает Харатьян. – «Как ее зовут?» – спросил Леонид Иович. – «Милла Йовович». – «Нет, два Иовича в одной картине – перебор» (Иович – отчество режиссера. – Ред.). И поставил точку!

«Дима, вы не так целуетесь»

– Келли прилетела в Москву на съемки 19 августа 1991 года, – вспоминает сценарист Аркадий Инин. – Ехала из аэропорта и увидела… танки. Она сначала подумала, что это какие-то масштабные съемки, но ей объяснили, что танки настоящие – был ГКЧП. Американка пришла в ужас и хотела было лететь обратно, но ее уговорили не паниковать…

К слову, в фильме американская актриса не смогла сама озвучить свою роль на русском – за кадром за нее говорит любимица режиссера Наталья Варлей.

«На съемках Гайдай меня учил целоваться с американкой: «Дима, вы не так целуетесь, ну надо вот так, надо дольше», – вспоминал Харатьян.

В шпионском детективе был задействован звездный актерский состав: Армен Джигарханян, Андрей Мягков, Эммануил Виторган, Спартак Мишулин, Евгений Весник, Наталья Крачковская. А Леонид Куравлев сыграл в картине самую необычную свою роль – единственного Президента СССР Михаила Горбачева.

Увы, такой народной любви, как прежние фильмы Гайдая, его последняя работа не снискала. Режиссер болезненно переживал неуспех.

«Да, этот фильм не лучший в биографии Леонида, но это из-за неважного сценария», – объясняла его вдова Нина Гребешкова.

Гайдай умер через шесть месяцев после выхода картины в прокат.

Сотрудники спецслужб в исполнении Дмитрия Харатьяна и Келли Макгрилл. Фото: кадр из фильма

Сотрудники спецслужб в исполнении Дмитрия Харатьяна и Келли Макгрилл.Фото: кадр из фильма

А БЫЛ ЕЩЕ СЛУЧАЙ

Режиссер сыграл чокнутого игрока

– Мы с Гайдаем пришли в казино «Тадж-Махал» в Атлантик-Сити и стали горячо обсуждать предстоящую съемку, – вспоминал оператор Вадим Алисов. – Так спорили, что администраторы решили – мы чокнутые русские – и чуть не запретили нам снимать. Но мы их убедили, что это все от восторга. А то, что его приняли за сумасшедшего, Гайдай решил использовать в карти-

не – сыграл чокнутого игрока, которого выносят из казино. Правда, во время съемки эпизода случилось неожиданное. Все уже было готово к работе, а режиссера нет! Оказывается, он пошел играть в рулетку и… не мог оторваться. Проиграл там все свои деньги.

На самом деле в жизни азартные игры были слабостью Гайдая. Порой он даже с дочкой резался в карты, вместо того чтобы учить с ней уроки.

Лучшие статьи

Юлий Гусман: В КВН цензуры нет – все знают границы шутки

Российский кинорежиссер и театральный постановщик, общественный деятель, но большинству Юлий Гусман известен как бессменный председатель жюри КВН, самый строгий, но справедливый. Все зеленые кавээнщики боятся попасть под Гусмана.

«КЛУБ ВЕСЕЛЫХ И НАХОДЧИВЫХ» МЫ СОЗДАЛИ В «КОМСОМОЛКЕ»

– А вы знаете, что я до сих пор храню у себя удостоверение штатного корреспондента «Комсомольской правды»? Для меня это было и остается большой гордостью! – с ходу рассказал мне Юрий Соломонович. – Я учился на Высших курсах кинорежиссеров, и мы близко познакомились с легендами вашей газеты Ярославом Головановым и Юрием Ростом. И чтобы видеться чаще, в 70-х создали отдел сатиры и юмора в «Комсомольской правде», и целый год раз в месяц выходила наша полоса, которую мы назвали «КВН».

– КВН – лейтмотив вашей жизни?

– Не знаю, то ли это слово. Да, он играл в моей жизни большую роль. В качестве игрока сборной команды Баку (родной город режиссера. – Ред.) я впервые вышел на сцену в 1964 году. После возрождения КВН, начиная с 1986 года, я имею честь не играть, но сочувствовать эмоциям и радости этой игры. Думаю, что увлечение КВН, как и увлечение ныне неупотребляемым термином «художественная самодеятельность», – замечательно. Это не то, чтобы хохмить, а потом стать Comedy Club или «Уральскими пельменями». КВН кто-то любит, кто-то ругает, кто-то говорит, что он уже не тот, но смотрят его миллионы, и он – часть интеллектуальной жизни нескольких поколений. Понятно, что не все станут Гариками Харламовыми, Мишами Галустянами, Семенами Слепаковыми и Сергеями Светлаковыми. Казалось бы, уже все придумано, обо всем спето и говорено, но нет. Надеюсь, в КВН будут участвовать не только для популярности, не только для того, чтобы похохмить, а для того, чтобы чувствовать себя командой, – мне кажется, это главное.

– Вы с Александром Масляковым тоже команда?

– Я много лет сижу в жюри. Но КВН – заслуга Александра Маслякова и его команды. И вы не представляете, какая это работа! Потому что, как правило, ребята приезжают сырыми. И речь не о цензуре, потому что цензуры нет – все знают границы шутки. И всегда знали. Простите мне несвойственный пафос, когда поступают на гранильную фабрику алмазы, это будут мутные камни, цвет которых нельзя угадать.

– А через вас кто-то пытался когда-нибудь пролезть в КВН по блату?

– Можете верить, но за всю мою жизнь в КВН ни к одному человеку, которого я знаю, не подошли не то чтобы предложить условные 500 рублей за оценку, даже разговор не пытались начинать. И Александр Масляков, собирая жюри, никогда не говорил, какая команда должна победить.

«Я БРОСИЛ МЕДИЦИНУ, НО ПОНИМАЮ, КОМУ НУЖЕН ПСИХИАТР»

– Вы же дипломированный психиатр?

– Да, я окончил мед-институт и писал диссертацию по психиатрии, потому что мой папа – великий врач, и я должен был идти по его стопам, я вырос в окружении людей, которые посвятили себя спасению тех, кто страждет, но меня всегда больше занимали драмкружки, КВН. После учебы я попросил папу отпустить меня на кинорежиссерские курсы в Москву.

– Что поставило крест на вашей карьере врача?

– Я никогда не говорю: «Ах, я потерял 9 – 10 лет, изучая медицину!» Получать любые знания важно для цельного представления о жизни. Да, после тех 3,5 года, которые я провел в сумасшедшем доме в Баку и под Баку, я медициной больше не занимался. Не подумайте плохого, я там диссертацию писал. А психиатрия, психология мне очень помогают. Иногда прочтешь чью-то статью, посмотришь передачу и думаешь: этим людям нужен психиатр.

Лучшие статьи

Его счастье – ее работа

Жены, если с вашим супругом-артистом в качестве директора работает женщина (не важно, симпатичная или нет), вы и ваш брак, вполне вероятно, в опасности. Вы можете быть друг другу приятны, она и сама может быть замужем, сильно старше (моложе), умнее (глупее). Это все не важно. Важно то, что ваш супруг получает идеальную рабыню – преданную, выполняющую все желания работодателя, безропотно сносящую срывы, обеспечивающую едой-водой и всем необходимым, защищающую его как цербер от всех невзгод окружающего мира. Субординация вскоре исчезает – границы со временем смываются от тесного контакта. И связь при таких вводных не может не возникнуть. Поэтому не удивляйтесь, что вскоре на их отношения повлиять будет невозможно. Директор в курсе всего, что происходит, и если в вашей семье есть конфликты, то в разговорах по душам, конечно же, она будет на стороне вашего супруга.

Плюс, конечно, финансовый вопрос – чем исполнительней директор, тем больше он заработает. Вот эта любовь, замешенная на деньгах и подчинении, может стать таким наркотиком, от которого даже опытные и умные люди не в силах отказаться, несмотря на моральные рамки и красавицу жену.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Бывшая жена Джигарханяна Виталина Цымбалюк прокомментировала развод Петросяна и Степаненко

Пианистка поделилась своими впечатлениями о скандальном бракоразводном процессе в эфире Радио «Комсомольская правда».

Бывшая жена Армена Джигарханяна Виталина Цымбалюк-Романовская прокомментировала скандальный развод Евгения Петросяна и Елены Степаненко в эфире Радио «Комсомольская правда».

По ее словам, самое болезненное в данной ситуации то, что большинство информации поступает через СМИ без ведома всех заинтересованных сторон

Лучшие статьи

С любовью и всякой мерзостью

Один из самых симпатичных фильмов конкурса – «Генезис» канадца Филиппа Лесажа. Под чересчур общим названием скрывается подробное и нескучное (это редкое сочетание) полотно о взрослении, первой любви, непрогнозируемом текучем характере этого чувства и искренности, чреватой разрушением хрупкого баланса отношений. Почти не пересекая в пространстве своих персонажей, режиссёр сводит воедино две параллельные истории брата и сестры. Брат свободный, остроумный и энергичный, звезда своего класса, живет в интернате и неожиданно даже для самого себя решает поцеловать своего лучшего друга – с самыми разрушительными для своей молодой жизни последствиями. Сестра состоит в отношениях с другим хорошим парнем, которого тоже черт неожиданно дернул за язык намекнуть ей, что, дескать, они ещё молодые, мало ли что может быть и нет ничего ужасного в открытых отношениях. Сказано – сделано, джин выпущен из бутылки, и вот уже девушка спит с кем попало, а потом и вовсе идёт по рукам. Фильм читается как парабола о последствиях честного слова и дела – в обоих случаях они разрушительны. Но разрушительна ведь и ложь, в которой какое-то время предстоит жить согрешившей сестре. И жизнь, самое начало которой проживают герои «Генезиса». У них ещё многое впереди, и это тот самый случай, когда было бы интересно знакомиться с последующим развитием событий. Как следил за взрослением Антуана Дуанеля Трюффо. Последняя часть фильма, однако, следит за существованием в летнем лагере еще более молодых персонажей, никак не связанных с основным сюжетом. Бардовские песнопения в лесу изначально вдохновляют гораздо меньше, но целью необязательного финала в духе фильмов Динары Асановой является манифестация универсального характера всего показанно

Кадр из фильма "Рэй и Лиз"

Кадр из фильма “Рэй и Лиз”

На фоне этой милоты особенно бьет под дых «Рэй и Лиз», семейный портрет в интерьере бедняцкой Англии 1980-х годов. Фотограф Ричард Биллингэм в своём режиссёрском дебюте не стыдясь выставляет на показ подробности собственного детства, особенности своего воспитания в семье алкоголика и тунеядки Рэя и Лиз (как бы скорее забыть их имена?). Серия фотографий ужасных родителей сделала его знаменитым, сейчас родители помогают ему продвинуться и в кино – хоть какая-то от них польза. Лёжа в ободранной каморке, старый шелудивый пес Рэй поглощает дешёвую бормотуху по три полуторалитровых банки в день и вспоминает те славные дни, когда страдавшая ожирением Лиз круглыми днями собирала пазлы, а их сын Джейсон засыпал ему, спящему, в рот молотый чили. Грязные ногти матери, бутерброды с капустой, собачья моча на полу, блевотина дядюшки, еще одного жиртреста и алкоголика. Современному пригламуренному зрителю в такой концентрации все это может быть вполне себе невыносимо. Между тем в этом как будто бы малоприятном фильме, едва ли не единственном в конкурсе, есть то, что когда-то называли «изобразительным решением». И даже какая-то невменяемая своя красота.

Лучшие статьи

Валентина Талызина: «Рязанов меня не принял вначале»

Ее волшебным голосом говорят Надя в «Иронии судьбы, или С легким паром!» и Марта в «Долгой дороге в дюнах».

Речь, конечно, о ней – Народной артистке РСФСР Валентине Талызиной.

Валентина Илларионовна родилась в Омске, а росла в совхозе. И, по собственному признанию, с детства ненавидела сельское хозяйство. Тем не менее, учиться на экономиста она пошла именно в сельхозинститут. И кто знает, какой бы из нее получился экономист, если бы однажды в ней не разглядели артистический талант.

– Ко мне подошла зав. народного творчества Елена Васильевна и сказала: «Девочка моя, вам надо быть артисткой!». И я решила ехать в Москву, чтобы мне сказали: «Девочка, ты в артистки не годишься, возвращайся домой и учись на экономиста в Омском сельхозинституте!». Я ни с кем не созванивалась, у меня с собой была только одна справка, что я студентка третьего курса…

Валентина Талызина и Ольга Кабо Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Валентина Талызина и Ольга КабоФото: GLOBAL LOOK PRESS

С режиссером, которого мне посоветовала Елена Васильевна, я подготовила ужасающий материал, хуже не может быть – Корнейчука и Тургенева (у последнего я взяла не что-нибудь, а описание природы!). И поехала… Я, кстати, хотела идти только в институт, а то в совхозе не поймут: как это, училась в сельхозинституте, а пойду в какое-то училище, пусть и при МХАТе! Пришла в ГИТИС. И поступила.

– И там подружились с Романом Виктюком…

– Мы были два друга, брат и сестра. Я ему говорила: «Рома, Рома, вот он пошел – высокий, красивый…» А он меня осаживал: «О чем ты говоришь вообще?! Что ты в нем нашла?». И заканчивалась моя любовь…

– Когда педагоги начали вас хвалить?

– Первой была Галина Петровна Рождественская – родная тетя Геннадия Рождественского, которая учила его музыке. Она была фантастическим педагогом. Я к ней пришла и сказала: «У меня нет ни слуха, ни голоса». Она: «Нет таких людей, у которых ни слуха, ни голоса». И через полтора месяца я у нее пела романсы Бетховена.

– Вы пришли в Театр Моссовета. И там были все: Марецкая, Плятт, Мордвинов, Серова, Раневская, Бирман…

– Да, и это все были фантастические люди. Я была счастлива, что меня взяли в театр. Я не ходила – летала! Как-то куда-то неслась по театру и угодила не туда, куда стремилась, а прямо в живот народному артисту РСФСР Константину Константиновичу Михайлову. Он воскликнул: «Я так и знал, что это Талызина

– А не страшно было на одной сцене с этими людьми?

– Безумно страшно! Меня назначили красавицей Зинаидой в «Дядюшкином сне», а мою маму играла Фаина Раневская. На репетиции я приходила зажатая: ведь это та самая, которая «Муля, не нервируй меня!». Мне потом рассказывали, что она говорила про меня: «Боже мой, какая она некрасивая!». Я чуть не завалила спектакль! Но вот на меня надели парик, платье, затянули в корсет, открыли плечи – вроде как они были ничего – я взглянула в зеркало и спросила: «Это я?.. Кого я боялась?!». Пошла вот в этом во всем на сцену и как выдала: «Князь, князь, простите меня!». Потом Фаина Георгиевна вроде даже полюбила меня.

– Знаете, один из моих любимых фильмов – «Зигзаг удачи»…

– Да, актеры там были фантастические! Евстигнеев вообще гений. У Рязанова был нюх на артистов, на баб – меньше… Он ведь меня не принял вначале. Помню голос Нины Скуйбиной, самого близкого человека для Эльдара Александровича: «Элик, ну почему ты так на нее кричишь?» – «Если на нее не кричать, она вообще ничего не сделает!». Про себя я думала: «Ошибаетесь, Эльдар Александрович…»

Похожая история была и с «Иронией судьбы…», когда он искал актрису на озвучание Барбары Брыльской. И Нина Скуйбина, и ассистент по актерам Лена Судакова ходили за Рязановым и долбили его: «Попробуй Валю!». А он пробовал других артисток – никто его не устраивал. И, наконец, подошел ко мне и с раздражением сказал: «Я не против, чтобы ты озвучивала. Если твой голос подойдет Алле Пугачевой, то пожалуйста!». Мы сделали пробы, и Рязанов сказал: «Мы ее берем!».

– Вы, зная все об актерской профессии, не возражали, чтобы ваша дочь Ксения Хаирова пошла в актрисы?

– Я не хотела, чтобы она шла в актрисы. Но она решила: пойду! Я начала ее готовить, она провалилась… А у нас в театре был гениальный актер Володя Гордеев. У него никто никогда не проваливался при поступлении. Звоню ему и говорю: «Вова, она провалилась у Калягина, я подготовила ее». – «Хорошо, Валя, я возьму ее, если ты дашь слово, что больше к ней не подойдешь». Он поменял ей репертуар, и она все сдала… А недавно я была на прогоне уже своей внучки Анастасии, которая учится сейчас в Щепке. Она не похожа ни на меня, ни на Ксюшу…

Смотрите ток-шоу «Мой герой» с участием актрисы на канале «ТВ Центр» в четверг, 9 августа, в 13:40. А пока – фрагменты беседы ведущей Татьяны Устиновой и Валентины Талызиной – специально для сайта «КП».

Лучшие статьи

Ушел из жизни автор классических героев «Простоквашино»: Аркадий Шер сделал Матроскина пухлым, но больше всех любил Печкина

Мультфильмы о «Простоквашино» – одни из самых любимых в России. Несмотря на то, что Дядя Федор, Почтальон Печкин и Матроскин были нарисованы больше 30 лет назад, их по-прежнему обожают и современные дети, и взрослые с удовольствием смеются над приключениями троицы в деревне. К сожалению, после долгой болезни ушел из жизни Аркадий Шер, благодаря которому мультгерои стали такими, какими мы их знаем и любим. Художнку было 84 года. Об Аркадии Соломоновиче мы поговорили с Сергеем Капковым, историком мультипликации.

– Об Аркадии Соломоновиче, скромном, добром, с невероятным чувством юмора, все вспоминают с большой любовью. У каждого талантливого художника есть свой узнаваемый стиль. Далеко не все на это способны, особенно в детской мультипликации. Шер пришел в «Простоквашино» на второй серии, когда уже был создан этот мир – персонажи, деревня, люди. Ему надо было сохранить то, что было уже сделано художником Николаем Ерыкаловым в первой серии, и привнести что-то свое. Во второй серии стиль героев немного поменялся, а в третьей – «Зима в Простоквашино» – они были уже все «шеровские». И полюбились зрителю именно такими. Люди даже не думали, что во всех трех частях персонажи по-разному выглядят – и мама дяди Федора, и сам мальчик, и кот Матроскин, которого Шер своей волшебной рукой сделал таким пухленьким и вальяжным. Сам Аркадий себя немного ассоциировал с почтальоном Печкиным (этому вредному товарищу даже памятник поставили в подмосковных Луховицах – Авт.). Он был его любимым персонажем, которого художник холил и лелеял. После того, как Шер вошел с этим проектом в мир «Союзмультфильма» в качестве художника-постановщика (до этого он много лет был художником-прорисовщком), на него обратили внимание. И режиссер Владимир Попов все свои дальнейшие фильмы ставил именно с ним. И «Приключения Васи Куролесова», и «Академик Иванов», и «Мы с Шерлоком Холмсом». Они уже мыслили одинаково – Аркадий Соломонович, прочитав сценарий, мог нарисовать героев так, как их представлял себе режиссер.

Аркадий Шер сделал Матроскина пухлым, но больше всех любил Печкина

Аркадий Шер сделал Матроскина пухлым, но больше всех любил Печкина

– Я читала его старые интервью, и знаю, что у Шера были обиды на художников-прорисовщиков, которые немного его персонажей искажали. И даже на самого Эдуарда Успенского, написавшего «Простоквашино». Мол, писатель не воспринимает его, как автора классических персонажей…Прошла эта обида?

– Аркадий Соломонович был очень добрым и открытым миру человеком, любил людей и относился к ним хорошо. И если говорил о каких-то обидах, они не были для него главным. Это могло быть сказано в сердцах, а на следующий день он уже забывал. И потом это его иллюстрации были в книгах Эдуарда Успенского, и никаких недоразумений не было.

– А как он относился к новым сериям «Простоквашино», которые сейчас выходят на экраны?

– Он приходил, по-доброму общался с группой. С ним многое хотели обсудить, спросить совета, но не успели, Аркадий Соломонович был уже очень тяжело болен, и много времени проводил в больницах. Но несмотря на болезнь, он активно вел страничку в Фейсбуке в свои 84 года.

Мультипликатор скончался на 85-м году жизни после тяжелой болезни Фото: Личная страничка героя публикации в соцсети

Мультипликатор скончался на 85-м году жизни после тяжелой болезниФото: Личная страничка героя публикации в соцсети

– Над чем он работал в последние годы?

– В 92-м году он ушел на пенсию. Очень сильно устал. Ведь прорисовка – это тонкая работа доводить персонажа до единого стиля, чтобы он не менялся в каждом кадре. В секунде – 24 кадра, и это 24 разных рисунка. И то, что аниматоры рисуют наспех, происовщики потом доводят до совершенства – каждый волосок. Это самая неблагодарная и тяжелая работа. А когда Аркадий Соломонович стал художником-постановщиком, то лично контролировал всю работу – прорисовку, раскраску…И в итоге он ушел и больше не возвращался. Ему нравилось заниматься книгами, что он и делал последние годы. Освоил компьютер, перестроился и получал от этого удовольствие. А когда уже стали болеть руки и он не мог рисовать, начал писать.

– В Интернете постоянно обсуждают, что в «Простоквашино» у мамы Дяди Федора в разных сериях грудь разной формы – то маленькая, то большая, то треугольная. А у самого мальчика – разной формы нос. Почему так получилось?

– В советские годы никто не мыслил категориями сериалов. В первый год у мультфильмов могло и не быть успеха. И уже потом, после пришедшей популярности, принималось решение сделать еще один фильм. На него приходили уже другие художники. И им казалось, что они предложат что-то стоящее, новое. И режиссер с этим соглашался, рассматривая как новую версию приключений персонажей. Так и получаются разные нос и бюст. Это сейчас если выходит сериал, то не допускаются никакие отклонения от изначальных рисунков.

Лучшие статьи

Куда завел Тимура Бекмамбетова «Поиск»

Фест в Локарно знаменит своими open air-показами на Пьяцце Гранде, куда помещается до 8 тысяч человек. Ясно, что показывают там не арт-хаус из конкурса, а кино, способное апеллировать к массовой аудитории, при этом все же находящееся на территории искусства. Один из таких фильмов, впрочем, уже показанный в Москве на фестивале «Стрелки», тоже под открытым небом, – «Поиск». Это один из множества продюсерских проектов Тимура Бекмамбетова, увлечённого сегодня изобретённым им же форматом screen life – это когда экран представляет собой рабочий стол компьютера героя картины, и все что мы видим на нем – его переписку и виртуальное общение с другими героями. Как режиссёр Бекмамбетов снял лучшую вещь в этом жанре, политический триллер «Профайл». Секрет исключительности этого фильма – в том, что в нем форма неразрывно связана с содержанием: вербовка женщин в ИГИЛ* происходит именно так, как показано на экране – в соцсетях, в виртуальной, но очень быстро оборачивающейся смертельно опасной реальности. «Поиск», снятый Анишем Чаганти, далеко не столь концептуален – по сути, это обычная детективная мелодрама, чей не слишком оригинальный сюжет мог быть рассказан совсем не в режиме screen life. Он, впрочем, не способен придать видимость новизны откровенной банальности. По сюжету отец взрослой дочери после неожиданного исчезновения оной обнаруживает, что все, что он о ней знал, не слишком отвечает действительности. У дочери была некая параллельная жизнь с участием других родственников, о которых отец тоже был лучшего мнения. Поиск правды увенчивается успехом, но, демонстрируя этот триумф, режиссёр не брезгует чисто мелодраматическими манипуляциями – например, обильной закадровой музыкой (у Бекмамбетова она возникает только если ее включает на своём компьютере сам герой). Неудивительно, что «Поиск» как условное жанровое произведение удалось быстро подвергнуть процессу русификации и он скоро выйдет в российский прокат. В то время как несравненно более хардкорный «Профайл» ради этой же процедуры придется во многом снимать заново.

Кадр из фильма «Чёрный клановец»

Кадр из фильма «Чёрный клановец»

Еще один фильм Пьяццы – отмеченный в этом году второй по значению наградой Каннского фестиваля, Гран-при, «Чёрный клановец». Спайк Ли, долгие годы не снимавший ничего заметного, неожиданно выстрелил этой заводной комедией положений (основанной, однако, на реальных событиях) и жесткой политической сатирой в одном гремучем флаконе. По сюжету чёрный новичок-полицейский (сын Дензела Вашингтона Джон Дэвид Вашингтон) решает вступить в ку-клукс-клановскую банду, для чего внедряет в нее своего белого коллегу, по национальности еврея (Адам Драйвер), сам сосредотачиваясь на телефонных переговорах с ее лидером.

Копы под прикрытием, конечно, рискуют разоблачением со стороны не таких уж тупых белых расистов-гопников, и это сообщает фильму некое напряжение. Но основной его источник, хотя действие и происходит в 1980-х, – это прямая связь фильма с текущим моментом. Многие реплики белых расистов представляют собой прямые цитаты из Дональда Трампа, а финальные кадры сняты на улицах Шарлотвилля во время волнений, инспирированных риторикой нынешнего американского лидера – нет сомнений, о чем именно хочет сказать Спайк Ли в своем веселом, живом, развлекательном, но полном энергии и пафоса правого дела фильме.

*запрещено в РФ