Про Мастера и Женовача

   Без рубрики

Автор этих строк попали как раз на конкурсный показ. Он был 30 владычица. Для жюри и иностранных зрителей.

И начинался он так.

Бери сцене — палата психиатрической клиники (в ней, собственно, все и полноте происходить, а герои романа — ее пациенты, включая Пилата и Иешуа в смирительных рубашках). И в первой сцене — нижняя дверца шкафа чертог сама собой открывается. А в ней — вспыхивает настоящий огонь.

Я непосредственно почувствовала, как вздрогнул и напрягся зал.

— А где здесь главный выход, не видела? — спросила подруга шепотом.

Вслед за этим актеры прошли по залу с зажженными свечами.

Я стала раскидывать мозгами: открывается ли расположенная недалеко от моего места дверка.

Затем в блестящей сцене выступления Воланда Бегемот с компанией спустился к зрителям, попросил у кого-так денежную купюру, засунул ее в кошелек, открыл его — а оттедова вырвался язык открытого огня.

«Ах! » — испуганно вскрикнула девка за моей спиной.

Когда Мастер прямо на сцене поджег паспарту рукописи, а потом кинул всю пачку в настоящий огонь в часть же шкафу, мужик рядом сказал:

— Надеюсь, покрытие огнеупорное?

А вполне второй акт прошел на фоне красного зарева и потрескивания огня:

— Что же это горит? — спрашивал Воланд.

Москва, мессир! — отвечала хвост.

— А кто поджег? — удивлялся он.

Я посмотрела на лица зрителей. Они были собраны и напряжены.

Тематика пожара и огня, так любимого Булгаковым, мешала, как я ни старалась ее отпугнуть. Возникала сама, в самых неподходящих по действию местах. Без- давала рассмеяться там, где смех был просто запрограммирован.

Я подумала: в этом оптом Булгаков.

Он всегда языком пламени дотягивался до современности. Добавлял какими судьбами-то еще, кроме академического звучания текста. Недаром тутти актеры знают: на репетициях «Мастера и Маргариты» всегда что-нибудь-то горит: декорации, занавеси, платья актрис.

В этот как-то раз полыхали наши души. И когда в финале Москва покрылась пеплом…

Довольно, легкой, искрящейся, фантазийной постановке Женовача в этот день безлюдный (=малолюдный) повезло.

А спектакль хороший. По мне, так некоторые сцены не возбраняется бы сократить. Особенно сцены с Мастером в исполнении Игоря Лизенгевича. Маг и волшебник вообще — самая слабая с драматургической точки зрения фигура романа. Чуть-чуть действия, много внутренних переживаний, никакого внешнего движения образа. Пользу кого сцены все это нехорошо. И Иван лишь растягивает и лишенный чего того длинноватые монологи, делая ничем не обеспеченные километровые мхатовские паузы.

А смотри Воланд Алексея Верткова однозначно хорош. Тут как изредка есть что играть, и он играет. Саркастичного, вполне современного циника, такого преуспевающего вершителя судеб, конкурента решетка Света, со своими законами о справедливости.

Хорош Иван Бесприютный Ивана Янковского, очень смешной и необычный Иешуа Александра Суворова, эдакий сумасшедше-восторженный Пьеро, машущий, как крыльями мельницы, длиннющими рукавами смирительной рубашки.

Умеет Женовач (симпатия сам написал сценический вариант романа) сместить акценты что-то около, что известное кажется неожиданным. При этом ткань произведения возлюбленный не рвет и не разрушает.

Ну и конечно я не могла неважный (=маловажный) спросить.

Поймала в антракте одну из работающих в театре менеджеров.

— Точь в точь у вас относятся к назначению Женовача главрежем МХАТА?

— Радуемся по (по грибы) него. Беспокоимся.

— А кого ждете себе в новые руководители?

— Никого нет! Собрания труппы еще не было. Но мы надеемся, свой Мастер у нас останется.Как Табаков в своей «Табакерке».

Положим что. Мастера рождаются не часто. Жизнь их трудна — пошел вон уже сколько всего вылилось на Женовача, , тот или иной и в должность-то еще не вступил.

Но там, ровно по законам высшей справедливости, они все же побеждают. Успехов, Ас!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Актеры МХАТа неоднозначно восприняли назначение Женовача. Другие видели на его месте Хабенского

Посторонних, тем больше журналистов, в театр категорически не пустили. Труппа обсуждала нового худрука – режиссера Сергея Женовача, скоропалительность его назначения.

Женовач получи и распишись собрание не пришел. Еще накануне, когда его кандидатуру обсуждали в Министерстве культуры, сказал, почему сбор труппы проведет позже. (подробности)