«Золотая маска» — попытка театрального сообщества при власти, постах и деньгах, удержать свои позиции

   Без рубрики

Приземленно никогда не комментирую итоги Золотой Маски, как могли бы отметить те, кому это интересно.

Но сейчас есть подоплека поговорить не столько о наградах, сколько о ситуации общей. Образуя фестиваль двадцать с лишним лет назад, мы с командой преследовали заранее всего творческие цели. Сейчас, несмотря на то, яко структура конкурса осталась прежней (номинирование — экспертный совет, лауреаты — жюри) самоочевидно превращение фестиваля в исключительно политическое мероприятие.

Это именно поведение. Не радикальный протест, не противостояние, не идеологическая известие, тем более — не эстетическая.

Это именно политика. Пауза. Попытка театрального истеблишмента, профессионального сообщества, которое при правительство, постах и деньгах, удержать свои позиции. Позиции эти слабеют, целое больше вопросов к народным артистам и к их театрам. И в отношении денег (масса примеров когда руководители гостеатров получают десятки миллионов рублей в время доходов) и в отношении ценностей, которые эти руководители продвигают.

Спайка либеральных идеологов, ряда медийных артистов, худруков и соответствующих директоров — сие факт.

Но никто не хочет воевать и лишаться кормушки.

Посему нужно «держаться друг друга», проявлять «солидарность» и оказывать зубы.

Не перебарщивая при этом.

Поэтому — Лучший представление большой формы в драме — питерскому МДТ и Додину, малой сложение — Александринка, которой руководит Фокин.

Это границы государственной «лояльности», сие театры и имена, которых согласны принимать и левые, и правые. Все же правых, консерваторов-патриотов — в театре нет в принципе, правые — только-тол во власти, поэтому на них надежда, может перестанут в конечном счете заигрывать с этой либеральной тусовкой… Ждем состава правительства…

Доколе же, после Масок МДТ и Александринке, нужно показать и «эстетическую действенность». Типа Маска Билли Бадду в Большом или Cantos Курентизиса — первейший спектакль и кучи отдельных номинаций типа дирижера, композитора, спецприза ради «художественную целостность» и тп…

Ну и конечно «политическую принципиальность»:

Бугор ЗМ Ревякина выражает солидарность с теми, кто в тяжелой ситуации и почти следствием.

Кирилл Серебренников получает Маску как лучший порнограф в опере. Название оперы — «Чаадский».

Еще одна Золотая Маскарон — спецприз жюри — «Гоголь-центру под руководством Кирилла Серебренникова – Вслед за создание пространства творческой свободы и смелые поиски языка театральной современности»…

Оставим сверху совести организаторам фразу «смелые поиски языка театральной современности»)), далеко не будем придираться к мелочам.

Здесь достаточно сказать главное. Декларируя таким образом и в экой форме свою «свободу и принципиальность», а на самом деле, занимаясь в политикой, Золотая Маска и театральное сообщество лишает себя воообще какого -так права называться сообществом творческим.

Русский театр переживает комплексный кризис. Театральная критика раздавлена, кадровой политики нет и в помине. Новации и проба приватизированы радикальными либеральными выпендрежниками и кликушами. Если в этой компании проговорить что-то про патриотизм, национальную культуру, государственные кругозор — это как громко пукнуть в приличном обществе. Современная драматургия назло и не без сомнительной выгоды загнала себя обратно в маргинальные форматы.

Сложилась патовая картина. Патовый треугольник. Три вершины этого треугольника:

1. Чиновники. Бери которых давит и зарождающаяся, слава Богу, здоровая идеология, и ясное дело какое народное мнение, возмущенное «кощунствами и провокациями». А даже те, которые хотят что-то изменить — ограничены в своих возможностях, не хуже кого сказано выше. Культурной политики, которая ориентирована на понятные сокровище — нет пока. Задачи не артикулированы.

2. Статусные худруки. Многим изо которых под или за 70 и многие из которых крошечки уж плохо ориентируются в реалиях гибридной войны, когнитивных конфликтов и первостепенный семиотики)))… Но зато место свое «нагрели» и говорить прощай с ним не хотят. Есть среди худруков и те, который помоложе. Но это как правило актеры известные. С ними — потом беда, ничего эти мимикрирующие обезьянки не понимают ни в идеологическом, ни в художественном процессе. Только за место держуться тоже крепко))…

3. Критика, служащие, завлиты, режиссеры нате подхвате и актеры на подхвате, тусовка в широком смысле трепотня. Интеллигентская либеральная тусовка. Очень злобная, очень закомплексованная. И сильная не грех бы и что-л. сделать признать. Сейчас в ее руках — практически все рычаги интерпретации театральных событий, создания модных репутаций, отличаются как небо и земля лаборатории, гастроли, отделы культуры в газетах и журналах, отношения со спонсорами подобно Ирины Прохоровой, командировки на западные фестивали, коопродукция и тд… Ассоциация это обширное, монопольное, там и приличные люди вынуждены бывать. Люди конечно разные, всех под одну гребенку не позволяется чесать, но основная типология понятная — жеманные, игривые геи (сызмала разный, но в отличие от гламура в силе только тетюха, кто постарше) ; одинокие злые богемные женщины; запойные диссидентствующие неповзрослевшие интеллектуалы .

***

Сии три угла треугольника (чиновники-худруки-тусовка) ничего безвыгодный могут поделать друг с другом, как-то кого-ведь сдвинуть. Да и не нужно им особо. Поэтому и расстройство.

Как он разрешится — вопрос очень важный и серьезный. Место действия — да, не самое популярное и массовое искусство. Процентов число населения ходит. Но на самом деле — это без памяти показательная сфера. Во многих смыслах, театр определяет завтрашнюю повестку и цирк, и сериалов, и даже телевидения.

Поэтому нам нужна театральная реконструкция. В основе которой будет не разговор о деньгах, а разговор о ценностях.

А Золотая Машкера — это зеркало прежде всего.

С зеркала спрашивать нет смысла. Оно без усилий отражает ситуацию.

Которую, повторю, надо срочно менять.

Соффиона публикации: страница автора на Facebook

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Кирилла Серебренникова наградили «Яичный Маской»

На Новой сцене Большого театра прошло награждение национальной театральной премией (подробности)