“Золотая маска” – попытка театрального сообщества при власти, постах и деньгах, удержать свои позиции

   Без рубрики

Приземленно никогда не комментирую итоги Золотой Маски, как могли бы отметить те, кому это интересно.

Но сейчас есть подоплека поговорить не столько о наградах, сколько о ситуации общей. Образуя фестиваль двадцать с лишним лет назад, мы с командой преследовали заранее всего творческие цели. Сейчас, несмотря на то, яко структура конкурса осталась прежней (номинирование – экспертный совет, лауреаты – жюри) самоочевидно превращение фестиваля в исключительно политическое мероприятие.

Это именно поведение. Не радикальный протест, не противостояние, не идеологическая известие, тем более – не эстетическая.

Это именно политика. Пауза. Попытка театрального истеблишмента, профессионального сообщества, которое при правительство, постах и деньгах, удержать свои позиции. Позиции эти слабеют, целое больше вопросов к народным артистам и к их театрам. И в отношении денег (масса примеров когда руководители гостеатров получают десятки миллионов рублей в время доходов) и в отношении ценностей, которые эти руководители продвигают.

Спайка либеральных идеологов, ряда медийных артистов, худруков и соответствующих директоров – сие факт.

Но никто не хочет воевать и лишаться кормушки.

Посему нужно “держаться друг друга”, проявлять “солидарность” и оказывать зубы.

Не перебарщивая при этом.

Поэтому – Лучший представление большой формы в драме – питерскому МДТ и Додину, малой сложение – Александринка, которой руководит Фокин.

Это границы государственной “лояльности”, сие театры и имена, которых согласны принимать и левые, и правые. Все же правых, консерваторов-патриотов – в театре нет в принципе, правые – только-тол во власти, поэтому на них надежда, может перестанут в конечном счете заигрывать с этой либеральной тусовкой… Ждем состава правительства…

Доколе же, после Масок МДТ и Александринке, нужно показать и “эстетическую действенность”. Типа Маска Билли Бадду в Большом или Cantos Курентизиса – первейший спектакль и кучи отдельных номинаций типа дирижера, композитора, спецприза ради “художественную целостность” и тп…

Ну и конечно “политическую принципиальность”:

Бугор ЗМ Ревякина выражает солидарность с теми, кто в тяжелой ситуации и почти следствием.

Кирилл Серебренников получает Маску как лучший порнограф в опере. Название оперы – “Чаадский”.

Еще одна Золотая Маскарон – спецприз жюри – “Гоголь-центру под руководством Кирилла Серебренникова – Вслед за создание пространства творческой свободы и смелые поиски языка театральной современности»…

Оставим сверху совести организаторам фразу “смелые поиски языка театральной современности”)), далеко не будем придираться к мелочам.

Здесь достаточно сказать главное. Декларируя таким образом и в экой форме свою “свободу и принципиальность”, а на самом деле, занимаясь в политикой, Золотая Маска и театральное сообщество лишает себя воообще какого -так права называться сообществом творческим.

Русский театр переживает комплексный кризис. Театральная критика раздавлена, кадровой политики нет и в помине. Новации и проба приватизированы радикальными либеральными выпендрежниками и кликушами. Если в этой компании проговорить что-то про патриотизм, национальную культуру, государственные кругозор – это как громко пукнуть в приличном обществе. Современная драматургия назло и не без сомнительной выгоды загнала себя обратно в маргинальные форматы.

Сложилась патовая картина. Патовый треугольник. Три вершины этого треугольника:

1. Чиновники. Бери которых давит и зарождающаяся, слава Богу, здоровая идеология, и ясное дело какое народное мнение, возмущенное “кощунствами и провокациями”. А даже те, которые хотят что-то изменить – ограничены в своих возможностях, не хуже кого сказано выше. Культурной политики, которая ориентирована на понятные сокровище – нет пока. Задачи не артикулированы.

2. Статусные худруки. Многим изо которых под или за 70 и многие из которых крошечки уж плохо ориентируются в реалиях гибридной войны, когнитивных конфликтов и первостепенный семиотики)))… Но зато место свое “нагрели” и говорить прощай с ним не хотят. Есть среди худруков и те, который помоложе. Но это как правило актеры известные. С ними – потом беда, ничего эти мимикрирующие обезьянки не понимают ни в идеологическом, ни в художественном процессе. Только за место держуться тоже крепко))…

3. Критика, служащие, завлиты, режиссеры нате подхвате и актеры на подхвате, тусовка в широком смысле трепотня. Интеллигентская либеральная тусовка. Очень злобная, очень закомплексованная. И сильная не грех бы и что-л. сделать признать. Сейчас в ее руках – практически все рычаги интерпретации театральных событий, создания модных репутаций, отличаются как небо и земля лаборатории, гастроли, отделы культуры в газетах и журналах, отношения со спонсорами подобно Ирины Прохоровой, командировки на западные фестивали, коопродукция и тд… Ассоциация это обширное, монопольное, там и приличные люди вынуждены бывать. Люди конечно разные, всех под одну гребенку не позволяется чесать, но основная типология понятная – жеманные, игривые геи (сызмала разный, но в отличие от гламура в силе только тетюха, кто постарше) ; одинокие злые богемные женщины; запойные диссидентствующие неповзрослевшие интеллектуалы .

***

Сии три угла треугольника (чиновники-худруки-тусовка) ничего безвыгодный могут поделать друг с другом, как-то кого-ведь сдвинуть. Да и не нужно им особо. Поэтому и расстройство.

Как он разрешится – вопрос очень важный и серьезный. Место действия – да, не самое популярное и массовое искусство. Процентов число населения ходит. Но на самом деле – это без памяти показательная сфера. Во многих смыслах, театр определяет завтрашнюю повестку и цирк, и сериалов, и даже телевидения.

Поэтому нам нужна театральная реконструкция. В основе которой будет не разговор о деньгах, а разговор о ценностях.

А Золотая Машкера – это зеркало прежде всего.

С зеркала спрашивать нет смысла. Оно без усилий отражает ситуацию.

Которую, повторю, надо срочно менять.

Соффиона публикации: страница автора на Facebook

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Кирилла Серебренникова наградили “Яичный Маской”

На Новой сцене Большого театра прошло награждение национальной театральной премией (подробности)