David Corbett «The Art of Character»

   Без рубрики

«Пение персонажа» — одна из наиболее известных и популярных сверху Западе книг по литмастерству. И хотя совсем недавно вышла исследование Вейланд об Арке персонажа, я не стану говорить, чисто Корбетт перестал быть актуальным. Скорее, эти книги тип-топ дополняют друг друга как теория и практика: Корбетт рассказывает нам главное персонажей, а Вейланд дает практические советы как все сие применить в романе. Поэтому сегодня я кратко расскажу, что а можно найти в его книги и почему я считаю ее дупелину полезной.

Да, сразу предупрежу — это серьезная книга. Так есть читаешь и прям кажется, что персонаж — это неизвестно что сродни теореме Ферма, что по нему вполне годится. Ant. нельзя писать диссертации и ломать копья в диспутах. Второе, впрочем, ми кажется, иногда случается.

Итак, что у нас есть в книге Корбетта:

  1. Первая отруб посвящена тому, откуда же персонажи вообще берутся. Со временем небольшой главы о том, создаются персонажи или внезапно раскрываются нами, Корбетт рассказывает, какие подводные камни подстерегают автора в зависимости ото того, где же он черпает вдохновение. А вдохновение, (то) есть известно, бывает разное: это и персонажи, основанные на реальных людях, персонажи возникающие точно по ходу истории , потому что нужны для нее, персонажи, вдохновленные искусством  и т.д. Завершает номер большая глава о том, как использовать наш собственный собственноручный опыт для придания персонажу глубины, для поиска, разве хотите, этого самого персонажа внутри себя.
  2. Вторая том — самая интересная. В ней Корбетт исследует основные моменты развития персонажей. Начинает спирт, как положено, с краеугольных камней:

а) персонаж должен чего-так хотеть или в чем-то нуждаться

б) у персонажа должны присутствовать проблемы с получением желаемого, и желательно, чтобы у него был например какой-то план, как бы ему это раздобыться

в) у персонажа наблюдаются противоречия

г) уязвимость персонажа по мере развития книги усиливается

д) и у персонажа обязан быть секрет.

Каждый из пунктов Корбетт разбирает поверстно, начиная, разумеется, с основной движущей силы произведения — с желания/потребности/амбиции цели. Корбетт показывает, какие существуют способы представления желаемого, в какой степени оно должно быть центральным и как важно его отождествлять (и автору, и читателю) как можно раньше.

Потом он переходит к трудностям: делать за скольких план героя, которым он, возможно, так гордился, единственно усугубляет ситуацию, и как важно отделять основные маневры числом преодолению трудностей от второстепенных.

Целая глава отдельно посвящена уязвимости героя, до сего времени две — противоположностям внутри него (моральным, комическим, физическим, социальным  и инда бессознательным) и тому, что скрыто внутри героя.

Мне (и) еще как понравилось, что Корбетт специально заострил внимание на мотиве — что подчиняться и как противостоять его тирании (да, это его слово «Тирания мотива»).

Разумеется, без этого никак — есть и главы, посвященные физическому облику героя и его психологическому портрету, а опять же тому, как рисовать его биографию через сцены, а никак не давая все одним огромным флешбеком/монологом. Не забыты и семеюшка, социальные роли, дурные привычки.

  1. Третья часть — о том, т. е. же выбрать главного героя, как обрисовать протагониста и его первый конфликт. Потом Корбетт проходится по остальным составляющим сюжета: сие и три основных вопроса протагониста (Могу ли я получить так, что хочу? Кто я такой? Как я должен измениться, с намерением получить желаемое?), и как сделать проблему из абстрактной конкретной а тоже, что особенно вкусно, разбирает основные вариации противостостояний героя:

а) временами конфликт исключительно внутренний

б) когда герой не знает, а хочет или боится узнать

в) когда герой сталкивается с хаосом возмещение оппонента

г) когда между внутренним желанием и внешней целью недостаточная складность

д) когда герой — всего лишь концепт (типа мифического героя)

е) рано ли герой — всего лишь оболочка для автора

ж) когда действующее лицо выбран неправильно

з) когда протагонистов много

и) когда протагонист и сказатель — не одно лицо

Потом Корбетт переходит к антагонисту — наподобие обосновать его потребности, может ли антагонист являть внешне инфернальное чисто зло и т.д. Не забыты и второстепенные герои — им также уделена немаленькая глава, в которой Корбетт разбирает архетипы (фантазия, критический союзник, визитер, предатель и т.д.) вы думали, это постоянно? А вот и нет, осталось место и для фокала (точки зрения), голоса, которым говорит действующее лицо и даже пара слов о диалогах.

 

Теперь, надеюсь, мне малограмотный придется доказывать, что это действительно полезная книга? Читайте — невыгодный пожалеете.