Фильм «Довлатов» не о Довлатове
Посмотрел «Довлатова» и в следующий раз убедился, что фильмы о великих писателях — не будто иное, как паразитирование. На известных фамилиях. На истории. Нате печальных фактах и биографиях. Не все, но многие.
Возьмите, например, Есенина. Что для нас самое интересное в его непродолжительной жизни? Извес, то, как лихо он зашибал. Напивался, дрался, повсеместно блевал и приставал к женщинам. И повально это в фильме о нем смакуется из серии в серию.
Али Высоцкий. Знаменитый наркоман. Не поэт, не музыкант, далеко не артист… А, в первую очередь, жалкий больной человек.
Таким (образом уж вышло, что фильм «Довлатов» не о Довлатове. Возлюбленный о страшном безумном времени, в котором нет места таланту и гениальности. Порнограф рисует неприглядную действительность. Художники вынуждены спекулировать. Интересных авторов маловыгодный печатают. Бродский покидает страну навсегда. Газеты врут. Интеллигенция спивается. Прикончиться успеха (например, получить право публикации или роль в фильме) (бог) велел только с помощью связей. В фильме таким волшебником выступает диагност-уролог… Прозаик, которого не печатают, вскрывает себя вены в кабинете главного редактора. Менты — тупорылые чудовища, которым едва бы засадить человека. Например, в одной из сцен заловленный фарцовщик бросается под колеса грузовика, за рулем которого сидел вольтижер. Находятся свидетели, которые кричат, что человек сам бросился подо машину, что водитель не виноват. Но люди в форме маловыгодный хотят их даже слушать. Сбил! Значит, будет работать.
Местный ленинградский алкаш стучит на своих сограждан, которые интересуются Набоковым. В редакции заводской газеты сидят лицемеры с полной деформацией чувства юмора, а метче его отсутствием… В общем, «Груз 200», только минус изнасилований.
Ну и, конечно, чтобы как-то оправдать (про)звание фильма, то и дело нам показывают Сергея Довлатова. Несчастного и замученного. Я целое сидел и думал, почему он не плачет. Надо но нагляднее показать, как ему плохо. И вот почти в самом конце неоцененный автор уселся на пол и, действительно, пустил слезу. В силу того что что жизнь — это боль. Тем более при Брежневе.
Говорухин, возьми мой взгляд, снял кино про Довлатова гораздо изящнее. У него мегацикл тоже выглядит правдивой и непростой, но не потому, зачем режиссер так захотел, а потому что сам Довлатов писал о ней таким образом. Говорухин бог чутко отнесся к текстам писателя и почти от каждого произведения отщипнул ась?-то важное (несмотря на то, что в титрах фильма написано «По мотивам увести «Компромисс»). Когда я смотрел «Конец прекрасной эпохи», мне желательно и смеяться, и плакать. Когда я смотрел «Довлатова», мне ничего невыгодный хотелось. Мне было неловко. Как будто показали откровенную сцену, а я пришел в иллюзион с ребенком.
Кстати, среди зрителей абсолютное большинство пенсионеры. При всем том 70-е — это их молодость. Они в то время влюблялись, обменивались самиздатом, бегали держи танцы, гуляли по крышам и знали, что больше молодыми им малограмотный быть никогда. А потому для них это все-таки самое лучшее счастливый случай. Их время.
ЕЩЕ МНЕНИЕ
«Довлатов» Германа-младшего: божок-нытик и депрессивное советское общество
Наталья БАРАБАШ
Посмотрела вестерн «Довлатов». Ну что, типичный такой фестивальный видеофильм. В нем редакторы газет и журналов требуют у Довлатова, чтобы оригами было светлым. Жизнеутверждающим. Тогда все такое было, мерихлюндия маловыгодный допускалась: нечего бросать тень на оптимизм советского человека. Ему уже коммунизм строить! Сейчас — все с точностью до наоборот. Экой такой оптимизм? С ума сошли? Не дай Бог выслужиться какому солнечному лучу. Вот просто — ни-ни (подробности)
Опрос
Алексей Герман-младший: Я уговорил Данилу Козловского сниматься в блокбастерах
— На хрена ты выбрал главным героем именно Довлатова? А не Бродского, как-то?
— Во-первых, о Бродском все-таки уже были фильмы. «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, взять. Во-вторых, мне показалось, что о Довлатове фильм может красоваться нежнее, чем о Бродском. Нежнее, тоньше. Я очень люблю Бродского. Однако честно тебе скажу, есть моменты, связанные с Бродским, которые я неважный (=маловажный) знаю, как передать в кино. Это немножко не мое — и злободневно, и эстетически (подробности)
Довлатов Трейлер (2018) . Первый трейлер фильма Довлатов 2018 годы