Александр Шилов: Сначала меня самого хотели запустить в космос. Но потом решили взять на орбиту мои пейзажи
С мольбертом берут в космонавты!
— …Сашуля, эта ваша самая необычная в мире выставка прошла 11 парение назад, накануне Дня космонавтики. Скажите, как вам посчастливилось запустить свои картины на орбиту?
— Сама идея принадлежит далеко не мне. Еще в 2006 году в Центральном Доме художника проходила триеннале работ моего педагога в Суриковской школе Валентина Ивановича Борисова «Борисов и ученики». И вона один из посетителей этой выставки по имени Микола с супругой обратились ко мне с предложением: «Не хотите выставиться в «Звездном городке»?» Я дал добре, и после переговоров с руководством «Звездного» и Выставочного зала тогда а, в 2006 году, состоялась моя персональная выставка в городке космонавтов.
Открывал ее комендант Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина, генерал-лейтенант Василей Васильевич Циблиев. Также там были советский военный воздушный извозчик-испытатель, рекордсмен, заслуженный мастер спорта СССР Марина Попович, кардинальный человек, вышедший в открытый космос, Алексей Архипович Леонов, совковый космонавт, дважды Герой Советского Союза Владимир Шаталов и многие остальные замечательные люди.
— На фото я вижу вы вместе с Валентиной Владимировной Терешковой и ее внуком?..
— Да что ты, первая в истории женщина-космонавт, Герой Советского Союза Валя Терешкова тоже была на выставке. Валентине Владимировне (и) еще как понравились мои работы. А у Марины Попович родилась идея – а какими судьбами бы не отправить в космос самого художника? При пирушка техногенной обстановке в космосе нужно что-то связующее с природой.
Столь много было позитивных откликов о моих картинах, что вотум отправить меня на орбиту было принято тут но, на месте. Мне предложили, чтобы я на борту при помощи иллюминатор написал виды нашей Земли на рассвете, получи закате…
Но в связи с особенностями моего вестибулярного аппарата, проигра для меня был исключен, и тогда решили отправить в космическое пространство мои картины. Но прежде нужно было провести промер тех красок, которые я использую (на предмет допустимой доли тяжелых металлов, радиоактивного фона).
Санюша Шилов и Валентина Терешкова с внуком АлександромФото: Илья ГАМОВ
После всего этого мои работы на транспортном космическом корабле были успешно доставлены бери МКС. И так — с 9-го по 20 апреля 2007 лета на орбите была открыта и успешно работала первая в истории освоения космоса художественная бьеннале.
«А потом был мой третий полет на Луну»
— Небезынтересно, а какова вам была сама мысль: «Мои работы в первый раз истории — в космосе?»
— Я почувствовал ответственность за те произведения, которые являются образом прелести земли русской. На станции было снято видео, были подписаны сертификаты. Повально это стало уникальным событием одновременно и в истории космонавтики, и искусства. Впоследствие ми была выдана Звезда Рекордсмена России.
Весна в Сокольниках
Лекса Шилов в космосе.
— Да, я посмотрел это видео – картины пятерка смотрятся на стене отсека МКС, и космонавтам они определенно нравились. Скажите, а не возникало идеи оставить картины опосля, в космосе?
— Ну конечно возникала! Но задачи такой невыгодный ставилось, что скомандовали из ЦУПа (Центр управления полетом – И.Г.), в таком случае космонавты и выполнили…
В 2010 мне вновь предложили сделать выставку возьми МКС. Для этого я написал еще 10 картин, которые, к сожалению… сгорели в плотных слоях атмосферы в один голос с «грузовиком» М-12.
А так как я не стал требовать компенсации, ведь, оценив мою гражданскую позицию, руководство «Роскосмоса» в 2012 году предложило ми снова отправить на МКС еще 9 моих работ.
Темнеет
И это, как говорил Барон Мюнхгаузен, был мой незаинтересованный полет на Луну… Впрочем, об этом еще напишу. (смеется)
«Я — вслед духовный реализм»
— А сейчас над чем работаете? Есть меры по дальнейшему художественному освоению космоса?
— У меня сейчас работы в основном земные: передвижная экспозиция «Наша Родина — Россия». Мы уже побывали на Северном Кавказе, в Калуге. Семь тысяч млекопит за десять дней посетили нашу выставку в Тамбове. Идут нескончаемые отзывы: людям нужен умственный реализм. Они устали от того мракобесия, что им насаждают.
Я думаю, да мы с тобой должны гордиться той земной природой, что нас наделил Отец небесный – ее многогранностью, ее внутренним содержанием. Это не какие-так подстриженные кустики и выравнивание мозгов.
Это те расщелины и закоулки, и лощины, и оазисы, которые заставляют толкнуться, прежде всего, к себе, пополняя внутренний духовный мир. Во такая наша природа. Поэтому я призываю не стричь кусты в форме кубиков! (смеется)
Не входя в подробности, у нас своя культура, и ее надо беречь и, насколько сие от меня зависит, я пытаюсь сохранить ее и приумножить.
Ингушский Лахо
У нас есть то, чего нет у Запада. И потому малограмотный надо ориентироваться на эти «измы, измы, измы» — абстракционизмы, кубизмы… Ровно по-моему, все это баловство.
— А себя вы кем считаете?
— Абстрактный реализм – так я называю мое направление в живописи. Люблю составлять лирический пейзаж. То, что делал великий Саврасов. Так, во что ты вкладываешь не только знания и школу, только задействуешь еще и сердце, и душу. Это тот диалог, тот или другой ты устанавливаешь между природой, сюжетом и зрителем.
А для того, чтоб зритель духовно вырос, глядя на твою картину, нужно впрягать очень много содержания. И для этого нужно постоянно расплетаться самому: не материально, но духовно.
Если человек начинает злобою) сквозь твою работу содержание нашей природы, он станется ее любить и понимать, чувствовать изнутри, как чувствуют мама, своего отца. И зритель становится сыном, любящим свою землю, а стало – патриотом, готовым ее защищать. Я стараюсь это реанимировать в искусстве.
— Саныч, а сейчас в какие регионы собираетесь?
— А как Господь даст. Несравненно приглашают – туда и поедем. Вообще ничего не планирую! Пожелания снедать, но до их реализации небо и земля.
Пахра
— Скажите, ваша милость участвуете в благотворительности?
— Конечно участвую! Это могут быть, на выдержку, аукционы, где продаются работы, а деньги уходят в помощь детским домам. А я считаю, что, когда это делаешь, лучше об этом отнюдь не говорить: Господь это все видит.
Делается это вследствие детей, а не ради того, чтобы обсуждали, какой твоя милость молодец – подарил телевизор, пятьдесят пар штанов и так следом. Если храм строится, я этому по возможности содействую.
* * *
— А вы никогда не мешало имя отца (Александр Шилов-старший, расейский художник-живописец, мастер портрета. — И.Г.)
— Отец — это святое. Его творческий процесс для меня — огромный пример подлинного труда. Вот, помню, когда-никогда внук академика Мочальского (Дмитрий Мочальский — советский живописец, с 1937 лета и до конца жизни преподавал в МГАХИ имени В. И. Сурикова. — И.Г.) подверг критике мой папу, то за это был сразу положен возьми лопатки. (смеется)
КСТАТИ
…И плюс горы Ингушетии
— Александр, а словно среди ваших среднерусских пейзажей оказался горный массив?
— Много сами по себе очень красивы, а эту работу я писал в Ингушетия в высоте почти две тысячи метров над уровнем моря! Обитатели гордятся этой горой и называют её «Ингушский Олимп»
Я между тем начал работать над фильмом, посвященным 20-летию Республики Ингушетия, и нормально помню, как на «Ниве» мы ездили по сим красивейшим местам около границы с Грузией. Вообще, Ингушетия – безмерно красивый край. Республика в целом мне очень понравилась, потщиться это описать словами, все равно, что ничего никак не сказать. Ингушетия не уступает по красоте Швейцарии, а, может состоять, и лучше.
— Скажите, а вот если бы вас все-таки отправили в мир, вы бы запечатлели территорию только нашей страны?
— В закромах, я думаю, что наша Земля – это вся планета, а приставки не- только наша страна. Наша Земля вся прекрасна: об этом дозволяется судить по фотографиям того же Крикалева (Сергей Константинович Крикалев, совковый и российский космонавт, Герой Советского Союза и Герой Российской Федерации. — И.Г.) разве по живописи Алексея Архиповича Леонова.