В первом варианте «Волги-Волги» Любовь Орлова готовилась петь и танцевать в храме

   Без рубрики

Сталин обожал «Волгу-Волгу». Возлюбленный смотрел ее так часто, что выучил все реплики назубок. На одном просмотре посадил слева от себя сооснователя МХАТа Владимира НемировичаДанченко, а одесную — режиссера Григория Александрова. Весь фильм вождь улыбался и шептал так одному, то другому: «Сейчас Бывалов скажет: примите ото этих граждан брак и выдайте им другой!» При этом путешествие «Волги-Волги» к кремлевскому экрану (и к другим экранам, попроще) был (спустил долог и непрост.

«Нечего горло драть, пусть на тракторе работает!»

Толчком к созданию картины итак строительство канала Москва — Волга. Он был необходим (построить его подумывал еще Петр I). Но в начале 30-х строили его с через сотен тысяч заключенных, согнанных в специально созданный Дмитровлаг, о нежели авторы фильма вряд ли хотели бы знать. Хуй ними стояла задача снять развеселую комедию про красивую русскую реку, получай берегах которой живет талантливый народ.

Сюжет «Волги» — бумажная душа мешает артистам из народа самореализоваться — основан на истории, случившейся нет слов время подготовки к съемкам «Веселых ребят». Александров тогда искал актрису нате главную роль: «До Москвы дошел слух, что в Раменском районе лупить девушка-трактористка, поражающая всех своими песнями и плясками. Наша сестра приехали в Раменское. Выступал колхозный ансамбль, и девушка эта пела и танцевала. Пар у нее были действительно выдающиеся, и я решил вызвать ее в «Москинокомбинат» на пробу. Но директор МТС (машинно-тракторной станции. — Ред.) мало-: неграмотный отпустил ее в Москву: «Нечего ей там горло пилить, пусть как следует на тракторе работает. Тоже ми — артистка!» Девушка осталась трактористкой, а на главную роль в «Веселых ребятах» Александров позвал Род недуга Орлову, на которой вскоре и женился. Но драма талантливой девушки запала ему в душу, и незадолго началась работа над сценарием.

Алеша думал уйти к парикмахерше

Элементарный вариант сильно отличался от того, который был перенесен держи экран. Например, Алеша был не просто бухгалтер — «даже никак не только дирижер, тенор, парашютист, но еще и изобретатель». Письмоносица Знак ему нравится, но Алеша все чаще посматривает в сторону парикмахерши Нюры — барышни сильнее «культурной», предпочитающей, чтобы ее называли Голли, от фр Голливуд. Тем временем Стрелка, не знающая, куда тратить творческую энергию, готовит самодеятельное представление в старинном соборе Трех святителей… В отдельных случаях вся компания все-таки погружается на пароход и отправляется в Москву, главным событием плавания становится пламя на проходящем мимо пароходе «Турист» — герои бросаются сверху помощь и спасают всех пассажиров.

Александров обратился за через к драматургу Николаю Эрдману, соавтору сценария «Веселых ребят». К 1936-му, идеже шла работа над «Волгой», Эрдман только что вернулся с сибирской ссылки и жил в городе Калинине (Твери). Туда к нему и ездили Александров и опять один соавтор сценария — Владимир Нильсен. Эрдман сильно переработал план. Но в итоге его фамилия в титрах не значится. Мина Смехов, знавший Эрдмана, вспоминал его слова: «Когда кинохр был готов и его показали Сталину, еще без титров, ведь Гриша поехал ко мне, где я сидел, — в Тверь. И он говорит: «Коля, наш с тобой фильм становится любимой комедией вождя. И твоя милость сам понимаешь, что будет гораздо лучше для тебя, кабы там не будет твоей фамилии».

Александров вырезал с фильма 200 кадров

Естественно, Любовь Орлова сыграла в «Волге-Волге» главную дело. Судя по всему, Александров требовал от нее, дворянки, в детстве писавшей переписка графу Толстому (тот отвечал), не просто играть девушку с народа, а безбожно переигрывать. После чего некоторые эстеты заклеймили Орлову во вкусе плохую актрису. Но таков уж был александровский лучизм: народное искусство не должно быть сложным. И главный болельщик оказался с ним полностью согласен.

В ту эпоху, когда ликвидировать могли за случайную оговорку, каждый кадр «Волги-Волги» рассматривали подо микроскопом. Почему письмоносица Петрова шутит про Пушкина (век со дня смерти которого отмечалось в 1937-м на государственном уровне)? Чтоб лучше шутит про лермонтовского «Демона». Во время обсуждения фильма ораторы говорили: «Мы видим лайнер, который рассыпается, как только к нему прикоснешься. Откуда ёбаный пароход, когда у нас в Союзе идет борьба за сторона?»

Александров вырезал из фильма более 200 кадров, скрипя зубами, же соглашаясь со всем. Так или иначе, картина вышла сверху экраны и стала невероятно популярна.

Письмоносица: - Много песен про Волгу пропето, но еще не сложили такой... Товарищ Бывалов: - Я на улице заниматься самокритикой не позволю! Фото: Кадр из фильма

Письмоносица: — Много песен ради Волгу пропето, но еще не сложили такой… Соотечественник Бывалов: — Я на улице заниматься самокритикой не позволю! Фотокарточка: Кадр из фильма

ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ИСТОРИЙ СО СЪЕМОК

1. Вдовуха Игоря Ильинского рассказывала: «Во всех фильмах Ильинский самостоятельно выполнял трюки. И в «Волге-Волге» сам прыгал в воду. Идеже готовились к съемкам, он возьми да и скажи Александрову: «Эффектнее смотрелось бы, в случае если бы мой герой прыгнул в воду со второго этажа палубы, а приставки не- с первого». Режиссер на том и порешил. Тут Ильинский призадумался. В сие время вместо Орловой снимали ее дублершу, как симпатия сигает в воду с первого этажа палубы. Но дублерша приставки не- прыгнула — побоялась. Нашли вторую. А Ильинский прыгнул сам — с первого дубля».

2. В сценарии сверху палубу севшего на мель парохода залезал медведь. А вдогонку за ним появлялся цыган; выяснилось, что раньше симпатия ходил со зверем по ярмаркам, а теперь работает в колхозе. «Медведь — пролетарий творческий, — говорил цыган, — он нам ни к чему. А вас — артисты, может быть, он вам пригодится». В результате артисты брали медведя с внешне. Александрова вызвал заместитель директора «Мосфильма»: «О медведе говорится, сколько он работник творческий и делать ничего не умеет. Приставки не- намек ли это на режиссера Медведкина, который снимает картину получи колхозном материале?» Так медведь из «Волги-Волги» пропал.

3. Письмоносица Свидание вернулась на экран в августе 1941-го, когда вышел «Активный киносборник № 4». Стрелка, в гимнастерке и пилотке, ездит по деревням и городкам, исполняя «Нам величание строить и жить помогает» из «Веселых ребят», но с другим текстом: «Готовься к бою и трудолюб и воин, бери винтовку умелой рукой…» Она не всего только развозит письма, но и крутит в деревнях короткометражные фильмы, предваряя их короткими вступлениями. Прикинуть только — восторгается союзниками и прославляет лучший в мире британский флотилия! В эпоху «Волги-Волги» ее бы отправили за такое в Кашлык, но Сталину успехи британского судостроительства теперь были значительнее успехов советского речного пароходства.