Разговоры в Третьяковке останутся бесплатными
«Преступная Третьяковская галерея запретила публике разговаривать в залах». «Попав в галерею, держи глотка на замке, иначе тебя сочтут экскурсоводом и заставят платить». Еще несколько недель эта новость бродит по фейсбукам соотечественников, нагоняя где это видано и обрастая новыми страшными подробностями. Лучше молчи, ежели твоя милость чья-нибудь мамаша и решила рассказать своему чаду совершенно, что помнишь про боярыню Морозову. Лучше молчи, благо ты пришла с подружкой и хочешь обсудить увиденное. Если твоя милость, упаси боже, учитель и привел с собой учеников – проходи косвенно, как проходит косой дождь. (Именно такой вывод ес для себя искусствовед Дмитрий Гутов: «Когда друзья просят меня пройтись с ними по Третьяковке — говорю нет). А все потому, чего (согласно фейсбучным страданиям) незаконным гидом автоматически становится отдельный (даже сумасшедший, беседующий сам с собой). По правилам галереи, введённым вдобавок 18 мая, каждый, кто что-то рассказывает слушателям в количестве с одного до двадцати человек — обязан получить бейдж, нате котором указано, что он «гид-гость». И оплатить 5310 рублей в кассу.
Да, по версии Третьяковки, все это делается для нашего с вами блага и в целях борьбы с незаконными экскурсоводами. Портик в очередях в Третьяковку, многие из нас встречали специальных дядечек и тётечек, собирающих экскурсионные группы. На каждом слове эти дяди и тети вещают черт знает что. Да, как именно 5310 рублей, уплоченные в кассу, улучшат печать лекций «незаконных гидов» — не очень понятно.
Цифры и документация
Почти год мы с группой журналистов ходили по выходным для экскурсии. Их готовила специально для нас необыкновенная дева-искусствовед. На какой картине Ге можно увидеть высевки от газеты, в которую заворачивали полотно… как будут воссоздать работу «Иван Грозный и сын его Иван»… симпатия открывала нам то, что никогда не услышишь сверху официальных скучных и общих экскурсиях.
Мы платили экскурсоводу 3,5 тысячи рублей вслед за лекцию. С учетом цены за билет, выходило по 1100 с носа. Нонче удовольствие подорожало вдвое и обросло неудобствами.
Во-первых, автор должны заявить о желании провести экскурсию за 2 недели. Нет слов-вторых, мы должны заплатить 5310 рублей в кассу галереи, дать на лапу за билет, заплатить гонорар экскурсоводу… Кроме того, Третьяковская галерея оставила за собой право инспектировать экскурсовода и отслеживать его экскурсию. Сие значит, нашей замечательной женщине в любой момент могут по-домашнему отказать в праве рассказывать нам интересное, как это поуже произошло с компаниями, специализирующимися на квестах.
В прошлом году наша сестра писали о довольно интересном квесте, проходившем в стенах Третьяковки. В этом году все на свете компании получили от Галереи официальный запрет на прокладка подобных мероприятий.
— Третьяковка запретила проводить нам квесты. Симпатия запросила наши материалы и отказала, потому что сочла их капля в море научными и познавательными, — рассказала директор компании квест-Lab Марися Валькова.
В прошлом году наш корреспондент побывала на вдоволь интересном квесте, проходившем в стенах Третьяковки
С чего начался время большого Чмора
«Сезоном большого чмора» назвал происходящее писатель искусства Алексей Котельвас. Чтобы попасть под прицел подозрительных сотрудников, Котельвасу аж не понадобилось вести экскурсию.
— Я просто пришел в галерею, и ко ми пристала смотрительница со словами: «Вы слишком часто бываете в галерее и определенно разбираетесь в искусстве. У вас есть лицензия гида? — рассказал Котельвас «КП».
Церемонно «Большой чмор» стартовал 15 июня, когда из галереи были выдворены работающие в МГУ историки Лега Айрапетов, Максим Шевченко и Федор Гайда. Историки вместе с группой студентов пришли бери выставку Верещагина на Крымском валу и там столкнулись с охранником, потребовавшим аккредитацию и ошарашившим заявлением: «в случае прохода держи выставку группой от одного до 20 человек надо запрашивать разрешение у музея».
Спустя пять дней ситуация повторилась. Для сей раз жертвой пал преподаватель ВШЭ Тим Ильясов, с которого подоспевший караульщик начал требовать бейдж экскурсовода, Преподаватель утверждал, что невыгодный проводил никакой экскурсии, а то, что не понравилось охранникам — было элементарно беседой. Ильясов комментировал друзьям шляпки и платья на портретах.
Подальше пошло-поехало и наводнило ФБ. На Третьяковку обрушились протуберанцы ненависти, пользователи перестав «стекленея от ярости» на полном серьезе отстаивали льгота разговаривать со своими детьми в стенах галереи.
Ирина Собянина предъявляет претензии.Евгения КОРОБКОВА
Эксперимент «Комсомолки»
«Меня поражает, до чего отвратительными, нелепыми и просто оскорбительности мифами обрастает музейная биография… обыденное сознание, не зная, чем ещё себя потешить, придумывает, распространяет и развратно обсуждает обет молчания наложенный на публику… пишущий эти строки (Третьяковская галерея) НЕ запрещаем разговаривать в залах. Не кладём вслед разговоры очередями из автомата… Не сажаем в тюрьму», — манером) в сердцах написала на страничке своего ФБ сотрудник Третьяковки с сорокалетним стажем Татьянка Горячева. После волны критики «за неподобающий тон», Горячева скрыла рамазан.
Но попытку проверить, можно или нельзя разговаривать в музее, предприняли корреспонденты «КП». В прошлую субботу ты да я пришли в здание на Лаврушинском переулке и устроили обсуждение картины Иванова «Явление Христа народу». Проверка увенчался неуспехом. Либо смотрители что-то подозревали, либо страхи оказались как собака преувеличенными. Ни одна скотина к нам не подошла, последняя спица в колеснице нас не вывел и не погрозил пальцем, сказав «но, да, но» строгим голосом. Пришлось самим подходить к смотрителям и самим но спрашивать, почему нас не ругают и не выводят.
— Истинно говорите, ради бога, только другим не мешайте, — махнула рукой смотрительша зала Врубеля. По словам женщины, карательные меры направлены в на граждан, промышляющих незаконными экскурсиями.
— А что если ты да я проводим незаконную экскурсию? — поинтересовались мы ревниво.
Старуха презрительно скривилась. Мол, рожей не вышли. Уж следовать годы-то работы всех гидов, зарабатывающих на экскурсиях, они знают в фигура. «Беседуйте на здоровье», — отпустила нас с богом блюстительница, предупредив на прощанье, чтобы мы не дергали скульптуры ради носы. Подобное развлечение появилось в последнее время у посетителей галереи и привело к облуплению и сверканию носов галерейных скульптур.
Изо экшна, который поджидал нас в тот день был чуть таракан в кафе Братья Третьяковы и невозмутимое уверение официанта: «У нас тараканов нет». «А сие что?» «Не знаю, у нас тараканов нет».
Тараканы в галерее.Евгения КОРОБКОВА
В остальном все даже безграмотный изменилось. Однако публика негодовать не перестала.
В комментариях нате страничке Третьяковки в ФБ, пользователи просили уточнить. По каким признакам посещение отличается от беседы. Как Третьяковка думает отличать экскурсовода через не-экскурсовода, Почему учителя не могут проводить экскурсии в целях своих учеников? Не противоречит ли запрет на правление. Ant. подчинение экскурсий конституции, сулившей свободу слова да и вообще, благо расценивать галерею как общественное благо, вроде парка может ли быть леса, совершенно негуманно трясти с народа деньги за оценивание увиденного в пределах этого общественного блага.
Сформированные в ФБ советы экспертов бросились спорить экономические выгоды галереи и не находить их.
— Третьяковская вереница не получит экономических выгод от ужесточившихся правил, — отметил Алексейка Котельвас. — Основная атака идёт на группы с двух-трёх человек, для которых предъявляемые финансовые кондиция неприемлемы. В долгосрочной перспективе это оттолкнёт многих посетителей малограмотный только от галереи, но и в целом от изучения искусства. И во это является настоящей потерей для страны, которая останется сверху совести менеджеров, утративших связь с базовыми ценностями культурного сообщества.
День, 13
Чтобы развеять все домыслы, галерея приняла единственно правильное и логичное определение. В пятницу, 13 июля галерейщики встретились с недовольными посетителями держи публичной дискуссии в зале Врубеля.
Открывая мероприятие, замдиректора Третьяковки Марися Эльзессер пожаловалась на травлю в соцсетях.
Злые посетители наседали. И третьяковцы оправдывались. В частности, нововведения объясняли ни в коей мере не вопросами наживы, а соображениями удобной навигации. В последнее досуг галерея испытывает наплыв посетителей. Так, что лавировать в среде экскурсионными группами становится совсем не удобным.
В ходе долгих дебатов и обсуждений, сотрудники Третьяковки согласились. Акт о борьбе с незаконными экскурсиями был написан корявым и неграмотным языком, оттого и породил множество кривотолков и недопониманий.
Важным моментом стало в таком случае, что мнение общества было услышано и корявые правила будут изменены.
Изумительный-первых, нововведение будет переписано нормальным языком, так, затем чтобы читающие четко понимали, за что они должны, а следовать что не должны платить. Плата за экскурсии для того друзей будет отменена. Уведомлять за две недели о планируемой экскурсии отнюдь не придётся.
— На сайте появятся окна, в которых мы сможем подбирать, когда и в какой зал мы сможем прийти на экскурсию со своими друзьями, — отметил галерист Дмитрий Гутов.
Искусствовед Митюша Гутов об итогах встречи.Евгения КОРОБКОВА
В ходе дискуссии с сотрудников галереи звучали парадоксальные заявления. В частности сотрудница галереи мадама Головина выразила сомнения относительно целесообразности проведения экскурсий учителями:
— Зачем могут рассказать учителя о шедеврах Третьяковки? Я, может, тоже хотела бы направлять уроки геометрии в школе, однако не делаю этого, — отметила соработница галереи.
Однако замдиректора Третьяковки Марина Эльзессер коллегу безлюдный (=малолюдный) поддержала. Как рассказала Эльзессер, плата за экскурсии учителей взыскиваться не будет:
— Занятия учителей и учеников в стенах галереи будут бесплатными с 1 сентября. Сие касается как школ, так и вузов. И если раньше положение касалось только профильных учреждений, то теперь оно короче актуально для всех вузов.
Правда, как отметила Эльзессер, сие не значит, что прийти можно будет в любое благоп. Отныне группы должны будут бронировать время и зал вперед. Ant. после:
— Это делается с целью формирования сетки посещения и заполнения наших экспозиционных залов.
Марина Эльзессер о нововведениях.Евгения КОРОБКОВА
Эльзессер назвала необоснованными страдания «яжематерей», жалующихся в якобы их угнетение в стенах Третьяковки. Семейные визиты в галерею приветствуются и малограмотный ограничиваются. А вот с квестами придётся подождать. Их действительно отменили.