Site icon 19au.ru Литературный портал

Андрей Воронцов, преподаватель литературного мастерства: молодые писатели имеют смутное представление о литературной школе

Андрейка Воронцов – известный писатель и преподаватель литературного мастерства, постоянный либреттист «ЛГ». В этом году стал обладателем гранта Президента РФ в области культуры и искусства, а в конце владычица назначен заведующим кафедрой литературы Московского государственного института культуры.

– Вам уже много лет преподаёте, причём работаете исключительно со студентами творческих специальностей. В нежели особенность работы с такой студенческой аудиторией? Что лежит в основе вашей собственной методики преподавания?

– Чуть не все без исключения молодые писатели имеют смутное выступление о литературной школе и уповают на «стихию таланта», которая, в области их мнению, сметёт все препятствия на пути к успеху.

По какой причине ж, в литературе мы знаем немало таких примеров.

Однако самостоятельно по себе природный талант, даже если он возьми самом деле имеется, можно сравнить с неогранённым алмазом, почему кажется многим несведущим людям лишь тускловатой стекляшкой. Гляди недавно в Анголе ремонтировали дорогу и нашли в куске асфальта необделанный алмаз весом чуть ли не в 400 карат. Неужели, что ж – дорожные рабочие ведь не геологи, не ювелиры и приставки не- коллекционеры бриллиантов. И читатели в своей массе не литературоведы. Всего-навсе после умелой ювелирной обработки свет заиграет, как стоило бы, в алмазных гранях, а произведение лишь после точной литературной доводки выстрелит в высшая цель.

Нет, конечно, можно, как Горький и Джек Лондон, просунуться «свои университеты» методом проб и ошибок. Но при этом нужно отчетливо понимать, сколько времени и сил уйдёт на повторение и преодоление чужих ошибок – чем того, чтобы учиться на них.

Конечно, без литературного наставника тут. Ant. там не обойтись, и счастлив тот, кто его нашёл. Сие первое. Второе: не каждый молодой писатель способен поставить на службу теорию к своей личной творческой практике. Именно поэтому я динамично вовлекаю их в обсуждение произведений других студентов, не принимая высказываний подобно «нравится», «не нравится» или даже: «ну, тут и балакать не о чем». Нет, ты всё же скажи, а не и посоветуй, как, на твой взгляд, нужно сделать по чести. Ты говоришь, что с сюжетом «что-то не так»? А словно, по-твоему, было бы «так»?

И тут наступает «момент истины»: отечественный «неогранённый гений» начинает вспоминать, что же ему говорил «препод» оборона сюжет. Теория наконец вступает в живое взаимодействие с практикой. Только и это ещё не конечный результат. Молодой писатель, прислоненный перед задачей что-то формулировать для других, делает в таком случае, чего он прежде избегал, доверяя «стихии таланта» – в таком случае есть формулирует подсознательно для себя.

Вот что самое концептуал. Ведь он, несомненно, вспомнит о своей же критике, если столкнётся с похожей проблемой в собственном произведении или когда коллеги «предъявят» ему получай его же обсуждении: ты вот нам так здравия желаю о сюжете рассказывал, а у тебя самого что? Именно это я называю точной литературной доводкой.

– Новооткрытый вы возглавили кафедру литературы в Московском государственном институте культуры. Каковы первые впечатления? Какую программу ровно по литературе предлагают студентам? Достаточно ли на неё выделено часов?

– Московский коммунальный институт культуры – огромное учебное заведение, корпуса которого разбросаны ровно по большому парку с вековыми дубами. Это 7 факультетов плюс докторантура и целевка, Детская школа искусств, Первый музыкальный кадетский корпус им. Александрова, Научно-просветительский центр «Высшая школа политической культуры»…

Идя по его коридорам, увидишь ведь стайку балерин, то юных кадетов-музыкантов с блестящими трубами, ведь вымазанных краской художников и скульпторов в фартуках, залепленных глиной… Изо одной аудитории доносятся звуки скрипки и фортепиано, из не тот – классических фильмов, а в Доме культуры МГИК юные режиссёры и актёры репетируют Шекспира и Чехова… В общем, впервинку попадая туда, испытываешь ощущения Волка из «Ну, вот я тебе!», когда тот бегал по «Останкину».

Творческий потенциал МГИКа – широкий. На Всероссийский молодёжный образовательный форум «Таврида» в Крыму отправятся в этом году 269 наших студентов – юных художников, скульпторов, дизайнеров, писателей, журналистов, композиторов, музыкантов, хореографов, режиссёров, продюсеров, актёров, мульти­пликаторов.

Диспетчер МГИК по литературе вполне основательная и серьёзная. Но чему нечего удивляться понимать, что любая программа – это рамочный документ, детерминирующий содержание и тематику преподавания. Меня же, как заведующего кафедрой, до этого времени интересует наполнение курса и специфика.

Я считаю непродуктивной и какой-так самоуничижительной утвердившуюся в 90-х годах практику преподавания русской литературы сиречь «одной из» национальных литератур. Между тем она играет системообразующую сверток в мировой литературе вообще, что является естественным преимуществом всякого русскоязычного писателя и филолога, зане они, независимо от достижений, всё-таки члены этой «корпорации».

Говоря элементарнее, в нашей «фирме» трудились Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский, три Толстых, Тютчев, Лопасня, Бунин, Булгаков, Платонов, Заболоцкий, Шолохов… А в иных иностранных литературах, кардинально уважаемых, и одной фигуры такого масштаба не было! И ровно же – мы будем изучать русскую литературу по некой общей исполнение) всех методике? Такая «толерантность» граничит с профанацией. Или будем всё-таки-таки использовать доставшиеся нам естественные преимущества?

Традиция – нрав держав, как говаривал Карамзин. Не для того наши великие входили в сонм бессмертных, с тем чтобы мы их бухгалтерски разнесли по периодам и направлениям. Любой из них – часть нашей национальный идеи, постигаемой в художественных образах. Они потрудились в славу русской культуры, а мы уж должны не полениться набухвостить до студентов масштаб их вклада в наше национальное самосознание.

Премило, что я встречаю полное понимание проблем кафедры и её задач в системе института и со стороны ректора Ивана Васильевича Лобанова, и Ольги Алексеевны Будариной, декана факультета МАИС (медиакоммуникаций и аудиовизуальных искусств), к которому относится министерство литературы.

Что касается учебных часов, то, как мгновение ока я понял, их много не бывает. Это извечная болезненная лейтмотив.

– Планируете ли вы какие-либо нововведения на кафедре? Курсы, факультативы, творческие проекты?..

– Ми бы хотелось, чтобы кафедра литературы была одним изо центров творческой жизни во МГИКе. И здесь пригодится и выше- опыт работы мастером в Литинституте, и опыт руководимого мной литобъединения «Точки» быть Совете по прозе Союза писателей России, каждый время выпускающего свои сборники.

Правда, на сегодняшний день наша минбар общеобразовательная, не выпускающая. Однако в 2018/2019 учебном году планируется в рамках объявленного новопосвященный президентом России «Десятилетия детства» учредить при ней отщепление детской литературы. И вот оно будет выпускающим, причём безграмотный детских библиотекарей и методистов (этим займётся другая кафедра МГИК), а детских писателей с квалификацией «литературный работник».

Надлежаще и занятия на детском отделении будут строиться по типу занятий в Литинституте – так есть с творческими семинарами по жанрам. Это дело государственной важности, учитывая неослабевающий вопрос на детские книги. Но у нас нет или едва нет профессиональной подготовки детских писателей. В этом амплуа двадцать (десять выступают неудачники-постмодернисты, во взрослую «тусовку» не принятые и детей маловыгодный любящие. А мы пригласим учиться тех, кто их любит и желает олицетворить свою любовь в искусстве.

– А как быть тем писателям, который не может учиться в Москве? Ведь сейчас даже заочникам уходить на сессии из глубинки – проблема.

– Надо налаживать систему дистанционного литературного образования.

В будущем я пытался сделать это с помощью государства – без особого результата.

Если на то пошло, вспомнив завет Булгакова «ничего не просить», я с помощью друзей-программистов запустил в тестовом режиме приманка личные дистанционные литературные курсы на основе обучающей системы Moodle – первые в России. И вишь они успешно существуют уже несколько лет, осенью хватит десятый набор. На них, помимо молодых и начинающих писателей изо России, учились и учатся слушатели из Великобритании, Германии, Дании, Италии, Франции, Испании, Португалии, Швеции, Польши, Чехии, США, Алжира, Туниса, Турции, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Латвии, Украины.

Лучшие из лучших произведения слушателей я публикую в электронном литературном альманахе «Превращение / Metamorphose» (разрешено ознакомиться с ним на сайте курсов http://www.avorontcov.ru). Посередине прочим, ДО-курсы дают уже кадры и для «ЛГ». Хоть (бы), в №3–4 за 2016 г. был опубликован прекрасный рассказ «Сохранение» мои выпускника, молодого атташе посольства России в Турции Сергея Жедя.

Так особая моя гордость – это молодая незрячая писательница изо Смоленска Екатерина Рогачёва.

Представьте, она не только смогла закончить дистанционные курсы, но и отлично дебютировала со своей повестью «Город» в №4 журнала «Москва» вслед за нынешний год. Что тут добавить? И невозможное возможно, в противном случае руки не опускать!

Беседу вела Валерия Галкина

Ипокрена: Литературная газета

Exit mobile version