Site icon 19au.ru Литературный портал

Человек эпохи

zabotin

Херсон – городец корабелов

Невозможно представить историю нашего края без таких выдающихся исторических личностей (то) есть князь Г.Потёмкин-Таврический, генерал-цехмейстер И.Ганнибал, генералиссимус А.Суворов, адмирал Ф.Ушаков. Они являются основателями Херсона, какой-никакой в то далёкое время считался столицей Таврии, губернским центром огромной территории юга Украины.

Раньше всего в Херсоне принялись создавать крепость, верфь и порт. Здесь а действовало адмиралтейство. Один за другим спускались на воду военные  корабли. Головным был 66-ти орудийный корабль «Слава Екатерины», построенный в 1783 году.

А вскоре Херсон, не хуже кого город-верфь, стал сдавать позиции. Первенство перехватил Николаев, создавшийся уже позднее. Туда же переместилось адмиралтейство.

И понадобилось чуть было не два столетия, чтобы Херсон вернул славу города-корабела. За исключением. Ant. с сомнения, в этом была огромная заслуга Всеволода Фёдоровича Заботина.  Подо его умелым и энергичным руководством судостроение не просто возродилось получи берегах Днепра, но и завоевало всемирное признание.  Современные, здорово оснащённые по последнему слову техники, суда строились отнюдь не только для отечественного флота, но и на экспорт – впервинку в Советском Союзе. Заказы от судовладельцев на херсонские танкера, сухогрузы, ледоколы, доки поступали изо таких высокоразвитых стран как Греция, Германия, Англия, Ниппон, Китай. Было сдано иностранным заказчикам 102 судна в двадцать стран решетка. Недаром Херсонскому судостроительному производственному объединению (ХСПО) в 1980 году был присуждён междунациональный приз «Золотой Меркурий». 

В 1969 году в горисполкоме принимается урегулирование о присуждении герба Херсона наилучшей продукции, выпускаемой в городе. И первыми заслужили сие высокое право суда серии «Славянск». С гербом Херсона получай борту находились тогда в плавании 24 сухогруза.

О Херсоне и херсонских корабелах слушок шла по всему миру.

Сейчас трудно представить, словно на ХСПО в год строилось 12 полнокомплектных  судов различного будто, то есть в среднем одно судно в месяц.

Первая трансформирование – диверсия

Однако не всё так просто начиналось.

3 июня 1952 г. судосборщики завода заложили первую секцию будущего танкера. Первенец рос в (два (приема, на стапеле уже возвышалась громада корпуса длиной 145 метров, высотой 10 метров.

Впредь до Нового года оставалось совсем немного… И вот случился мрачный день – 29 декабря 1952 года. Этот чёрный тяжелый день зарубцевался в сердцах и душах первых корабелов неизличимым шрамом. Якобы раз в этот день, на заре становления Херсонского судостроительного завода, произошёл эксплозия на строящемся танкере.

О мощности взрыва можно судить сообразно такому эпизоду: трёхтонный компрессор, словно пушинку, с палубы танкера закинуло получи и распишись стрелу подъёмного крана.

– Случай в судостроении уникальный, когда в первом же строящемся судне столько жертв! Подобных трагедий безвыгодный было ни на одной верфи мира, – утверждал Панюха Михайлович Филиппович, проработавший 20 лет начальником стапельного цеха.

Чрезвычайное чепок имело одну версию: чей-то злой умысел. Однако вскоре дело о диверсии отпало, всё оказалось намного прозаичнее – удар произошла из-за преступной халатности молодого газорезчика. Дьявол не отключил после смены шланги с ацетиленом, которые травили метан. И в результате – после первого же касания сварочного электрода к металлу – подъём и неожиданные последствия…

Уже через три часа после трагедии прибыла изо Москвы комиссия для расследования причин ЧП. Был да и министр судостроительной промышленности В.А.Малышев. За нарушение правил техники безопасности получай производстве директора завода В.П.Горецкого сняли с должности. Вместо него назначили И.Г.Анацкого.

Мустешар обязал херсонских корабелов восстановить корпус танкера – за 10 дней. И упражнение закипела, люди трудились круглосуточно, вырезая искорёженные секции, заменяя их новыми. Заводчанам беспредельно повезло, что машинное отделение, где уже была смонтирована дизельная агрегат, оказалось неповреждённым.

Судостроители с честью выдержали трудный экзамен. 9 сентября 1953 г. пионер танкер с именем «Херсон» был спущен на воду – в свою родную стихию.

Вслед первые девять лет существования ХСЗ – с 1952г. по 1961 г. – были созданы 31 нефтянка серии «Херсон».

Никто не станет отрицать, что многолетие состоит не только из закономерностей, но и непредвиденных случайностей. 29 декабря 1952 возраст в день взрыва танкера «Херсон» В.Заботину исполнилось 35 планирование. Думал ли он, что вскоре ему предстоит свою судьбу связать  с городом Херсоном и работать без разгибу на Херсонском судостроительном заводе, которому так крупно безлюдный (=малолюдный) повезло в начале его истории?..

Гарантия – слово директора

Жизнеописание Всеволода Фёдоровича проста и поучительна. Родился 29 декабря 1917 годы в городе Николаеве – в семье служащего. Пятнадцатилетним парнишкой связал свою общежитие с судостроением: начинал рабочим-трубомедником. В грозовом, 1941 году, окончил Николаевский судостроительный институт. Во время войны служил  в 733-м стрелковом полку. А фронту требовались боевые корабли, и молодого инженера направляют в судостроительные заводы – сначала в Астрахань, затем в Баку. Закончилась битва, и в 1946 году Всеволод Фёдорович возвратился в родной город. Получи и распишись заводе имени 61 коммунара работал строителем судов, ответственным сдатчиком, начальником стапельного цеха.

А под своей смоковницей его ждала семья – жена Зоя и дочь Наталья, которая родилась в Баку.

Поженились Всева и Зоя в начале войны – 30 июля 1941 года. В таковой же день судьба подбросила им символическую находку, объединение народной примете сулящую счастье и удачу. Идя из ЗАГСа, получи пыльной николаевской дороге они подобрали подкову. И сохранили её, несмотря ни на какие препоны, до конца своих дней.

Житьё в Николаеве устраивала Заботиных во всём. Но в министерстве судостроения решили числом-другому и направили перспективного специалиста в Херсон.

Появление нового главного инженера в марте 1955 лета на Херсонском судостроительном заводе все восприняли безразлично: да что вы?, вот ещё один новичок, посмотрим, на что некто способен… Но вскоре быстро изменили своё отношение к нему. Вава Фёдорович не бросал слов на ветер, любое начатое работа доводил до логического конца.

Предприятие только становилось нате ноги: одновременно строились цеха и  выпускались первые свида. Трудности поджидали на каждом шагу. Однако они безграмотный пугали Всеволода Фёдоровича. Его отличало умение на лету соединять новое, прогрессивное, внедрять без промедления в производство достижения передового опыта. Вследствие чего в 1961 году В.Заботин являлся единственным человеком, кто фактически претендовал на пост директора ХСЗ.

Благодаря  неуемной энергии, неутомимости и целеустремлённости нового руководителя, поступок легко сформировалось в завод-лабораторию, где осваивались новейшие методы сварки, современная методика, создавались новые виды продукции.

У В.Заботина удивительная память. Миздрюшка никогда не видел его с записной книжкой. А он помнил шабаш: факты, цифры, людей. Нередко случалось и такое: он от год напоминал о делах, про которые забывали даже тетушка, кого они непосредственно касались. Особенно доставалось нерадивым, им спуску ото директора не было. С народом Всеволод Фёдорович не заигрывал – был прост и строг. Обыкновенно стиль поведения с подчинёнными диктуют обстоятельства. Одним достаточно порядочно слов, чтобы  поняли и добросовестно выполнили поручение. Другим полагается напомнить и раз, и два, и даже проверить, как идёт у них (рабочая. А третьи, как говорится,  мёртвого выведут из терпения: к таким надо и власть употреблять. В.Заботин предпочитал иметь отношения с людьми неравнодушными, толковыми, без- бросающими слов на ветер. Сам он был хозяином своему слову. Отдельный  работник судостроительного объединения знал, если генеральный босс сказал, значит, так и будет. У него не требовали письменных заверений, справок с печатями. Главной гарантией было этимон директора. Поэтому к нему было особое у людей доверие. Пообещал поставить в строй дом или детский комбинат к такому-то сроку – хоть не сомневаться: новоселья не отменятся.

Оправдал свою фамилию

Мастеровой день Всеволода Фёдоровича начинался не с кабинета. На «Волге» объезжал огромную территорию завода, бывая получи новостройках, в цехах, где проводилась реконструкция, на стапеле – у строящихся кораблей. Всякий день посещал микрорайон Корабел, чтобы воочию видеть, как продвигается возведение жилья или школы. Всё подмечал своим зорким орлиным взглядом – положительные сдвиги, упущения, нагота и босота. Затем в «зелёном» кабинете (так в шутку называлась скамья в тени деревьев недалече заводоуправления, где директор часто проводил импровизированные «совещания») исполнителям высказывались критика, предъявлялись требования.

А на следующий день – всё начиналось опять. Объезжая на машине объекты, проверял, как устраняются грех, убеждался, что дело не буксует, не стоит получи месте. В.Заботин, открыто выступая против суеты и показухи, отдавал привилегия кропотливой систематической работе. Большое внимание уделял человеческому фактору, делая ставку держи своих заводских специалистов.  И поэтому, кроме учебно-производственного цеха, всеми силами поддерживал херсонские учебные заведения, идеже готовили корабелов-специалистов разной квалификации: профессионально-техническое бурса №5, судомеханический техникум, филиал Николаевского кораблестроительного института. Всеволод Фёдорович подозрительно относился к переманиванию своих кадров в другие организации. И это что и говорить: столько средств, времени, труда надо положить, чтобы подготовить стоящего специалиста, и предисловий отдать его кому-то?!  Душа такого мало-: неграмотный воспринимала.

Директор отдавал все силы делу, не считаясь ни со здоровьем, ни со временем, и ото других того же требовал. Свой коллектив он заставлял работать как лошадь, что называется, на износ. Приходилось и в две смены за работой недоедать и недосыпать, и сверхурочно, и в выходные дни. Да и за отпуском положенным надлежит было сделать несколько заходов: «Сначала выполни это, сдай этакий-то объект, а там будет видно…» – отговаривался В.Заботин. Между тем, как ни странно, такое его отношение к людям находило мнен… среди самих людей. Ведь результаты труда возвращались к ним самим – сполна. И эти результаты – налицо. Вот вырос чудо-город для месте бывших плавней, весь в зелени, с максимумом удобств в целях проживания и отдыха. А на берегу Чёрного моря, в Лазурном, возник оазис – Вотан из лучших пансионатов в Херсонщине.

В.Заботин вкладывал душу в ведь, чем занимался всю жизнь. Он постоянно заботился о трудящихся, образуя для них условия для нормальной работы, полноценного отдыха, укрепления здоровья.

– Известные сыны) Адама часто заменяли свои фамилии псевдонимами: Улья­нов стал Лениным, Джугашвили – Сталиным, Скрябин – Молотовым… Все­володу Фёдоровичу сие было не нужно, он оправдал своей жизнью фамилию предков – Заботин – заботой о трудовом человеке, – в такой мере высказался о генеральном директоре Сергей Гаврилович Лобов, главный конструктор отдела капитального строительства ХСЗ.

К решению сложных проблем В.Заботин подходил когда-когда неординарно. Вот лишь один показательный пример. Быстро строился микрорайон Корабел. Судостроители вселялись в жилые у себя. Вместе с Корабелом подрастало молодое поколение, детишкам требовались детские сады, школы. Первая построенная разведшкола № 9 уже действовала, но мест для учеников не хватало. Возникла срочная спрос в строительстве ещё одной школы. Однако денег на неё безлюдный (=малолюдный) выделили. 

А далее рассказ Раисы Ивановны Чепцовой, председателя ветеранской организации ХСЗ, насчитывающей побольше тысячи ветеранов.

– Он направил меня и Людмилу Анисимовну Рослякову, корреспондента газеты «Судостроитель», в Совет советских женщин, который возглавляла Валентина Терешкова.

«Вы, женская половина человечества, быстрее между собой всё решите, – напутствовал нас Всева Фёдорович. – Имя и авторитет Терешковой много значат, пусть симпатия поспособствует через Министерство судостроительной промышленности о выделении денег для новую школу…». Встреча с этой легендарной женщиной длилась непродолжительно, но была плодотворной. Она очень внимательно выслушала нас. Я ей показали фотографии Корабела. На снимках жилые в домашних условиях утопали в зелени, вокруг детских садов, игровых площадок – дары флоры. Заодно подарили ей фотографию судна «Валентина Терешкова», построенного в нашем заводе. «Это просто замечательный подарок, – растрогалась первая тетка-космонавт. – Уверяю, буду решать вашу проблему обязательно…».

Вскорости на завод поступили деньги для строительства школы № 3, которая рань уже в статусе гимназии и  носит имя В.Ф.Заботина.

Городец в плавнях

5 ноября 1967 года… В этот день строители забили первую бетонную сваю около фундамент будущего жилого дома. Она была своеобразным восклицательным наслышан в призыве «Здесь будет город корабелов!». Микрорайон рос получи глазах, и вскоре за ним утвердилось название – КОРАБЕЛ.

Многим известны болтология М.Ломоносова о том, что Россия будет прирастать Сибирью. Распорядитель ХСЗ В.Заботин, когда принималось непростое решение о местонахождении города судостроителей, произнёс фразу, ставшую исторической: «Херсон брось увеличиваться за счёт плавней!..».  Все другие варианты были отвергнуты. «В обжитых кварталах начнёшь сооружать дома, старые постройки будут мешать, придётся их строить, людей переселять в новые квартиры. Так мы своих заводчан никогда в жизни не обеспечим жилплощадью…» – здраво рассуждал В.Заботин. В пользу расположения жилого массива получи острове, неподалёку от судозавода, приводились и такие аргументы: потенциальность без проблем добираться на работу, чистый речной условия, прекрасная питьевая вода из артезианских скважин… Забота о здравие трудящихся в то время была не на последнем месте.

Жилмассив Корабел, вследствие неустанному вниманию В.Заботина и стараниям самих жителей, хорошел время от года. Он стал одним из престижных районов Херсона. Что ни говорите многое из того, что так выгодно отличало Корабел с прочих спальных районов областного центра, – в прошлом. Утеряно прямое его размещение – быть городом-спутником при Херсонском судостроительном заводе. Ныне большинство жителей спешат на остановки общественного транспорта, а мало-: неграмотный на заводские проходные. Ибо завод не в состоянии поставить всех работой.

Удручает и то, что с каждым годом хиреет обманчивый облик Корабела. Зелёный наряд его ветшает: старые деревья отживают своё, а новые насаждения случаются редко. К тому же демонтирована поливочная система, которая являлась жизнеобеспечивающей пользу кого зелёных насаждений. Неблаговидная участь постигла и малые архитектурные комплекция. Заборчики, ограждающие зелёную зону вокруг домов, исчезли. Скульптурная десюдепорт деревянных гномов возле торгового центра уничтожена. «Ракета» в подводных крыльях – символ Корабела – порезана на металлолом. Кинотеатра «Мир» отсутствует как такового.

– Нельзя сказать, что жители острова неинтересно взирали на эту разрушительную картину. Были коллективные обращения к городским властям с требованием передать по рукам расхитителям общественного достояния, – делится воспоминаниями С.В.Комиренко, руководитель благотворительного фонда имени В.Ф.Заботина. – Теперь другому поколению предстоит совершенно восстанавливать и в первую очередь – зелёную зону…

Сейчас Корабелу – 50 парение. И думается, будь жив Заботин, от него бы многим по головке не погладили по первое число.

Миссию выполнил

Вся трудовая дни Всеволода Фёдоровича Заботина посвящена судостроительной промышленности, которой некто отдал 55 лет. Из них четверть века был директором Херсонского судостроительного завода и генеральным директором Херсонского судостроительного производ­ственного объединения. Ему присвоено погоны Героя Социалистического Труда, он – лауреат Ленинской и Государственной премий. Подобающий машиностроитель Украины. Почётный гражданин Херсона.

В октябре 2005 возраст возникла идея создать благотворительный городской фонд имени В.Ф.Заботина – ровно по инициативе нынешнего его председателя С.В.Комиренко.

– Мы обязаны подпирать память о нём постоянно, – считает Степан Васильевич. – Ещё в первую очередь, начиная с  1994 года, мы стали проводить соревнования в области волейболу на Кубок имени В.Ф. Заботина. Поначалу в поединках  принимали сопричастность только ветеранские команды из Каховки, Голой Пристани, Херсона. Задавали интонация волейболисты, отличившиеся в молодости в крупных соревнованиях. Встречи проходили с хорошим спортивным азартом, волейболисты выкладывались до самого конца. Поэтому игры вызывали немалый интерес у зрителей. Фужер имени Заботина проводится, как правило, накануне дня рождения знатного генерального директора. И каждый год. Причём, с каждым годом желающих участвовать в играх становится любое больше. Кроме местных команд из Скадовска, Чаплынки, Голой Пристани, Херсона, из-за приз ведут борьбу волейболисты Николаева, Одессы, Кривого Токосъемник, Энергодара. Состязания на Кубок Заботина приобрели уже всеукраинский значение. И, пожалуй, вскоре Херсон снова может стать «законодателем моды» в волейболе…

Вследствие Фонду имени В.Заботина возрождается спортивная жизнь в микрорайоне Корабел. Ледовый дворец – один из лучших в Херсоне. И недавно юные футболисты провели получи нём турнир на приз В.Заботина.

Кроме того, быть содействии Фонда вышло уже четвёртое издание книги «Жизнь высшей пробы», посвящённой выдающемуся херсонцу. Сие говорит о том, что такая литература востребована среди земляков, любезно относящихся к Всеволоду Фёдоровичу. А для молодёжи его биография может характер достойным примером.

Возле гостиницы «Бригантина» в сквере стоит дольмен В.Заботину. И к нему тянутся ветераны-корабелы, молодые мамы с колясками, в которых, видно, подрастают будущие судостроители.  

Заботина без всякого преувеличения есть считать человеком эпохи. Такие, как он,  рождаются присест в сто лет. Есть расхожее мнение, что каждый люда в жизни должен посадить дерево, построить дом, воспитать сына. А Заботин построил весь микрорайон Корабел, который по его настоянию был никак не только озеленён, но и поливался ежедневно! То же допускается сказать и о здравнице в Лазурном, на берегу Чёрного моря, похожей получи и распишись оазис. И воспитал Заботин, как детей своих, бессчётное пять корабелов! Так что миссию свою он выполнил неважный (=маловажный) просто сполна, а сверх меры.

Exit mobile version