Через тернии к звездам
«Завершение истории» Фукуямы
Первая мировая война, революции в России и других странах вызвали у европейцев острое чувствование скорого «конца» мира. В год окончания отдай все — мало войны (1918) немецкий философ О.Шпенглер пишет ставшую знаменитой книгу «Заход Европы». Советские идеологи позже заявляли о том, ровно на самом деле речь в книге Шпенглера шла о закате западной капиталистической цивилизации, уж на что молодец есть у вас он этого не понимал. Великая Октябрьская социалистическая бунт, утверждали они, положила начало новой эпохе в истории человечества — эпохе коммунизма.
Двадцатый все прошел под знаком ожесточенной борьбы двух систем — капиталистической и социалистической. Бери содержание столетия мрачной тенью лег небывалый трагизм двух мировых войн с их многомиллионными жертвами и гигантскими разрушениями.
В конце века, со временем крушения СССР и мировой системы социализма на Западе преобладали настроения плохо скрываемой радости, парестезия «величия» и торжественности исторического момента в связи со скоропостижной кончиной «реального социализма».
В 1989 году в журнале «Общенациональный интерес»(США) выходит эссе американского философа и политолога Ф.Фукуямы «Судный день истории?». Позже эссе развернулось в книгу «Отход истории и последний человек» (1992).
В чем, по Фукуяме, заключается «следствие истории»? В завершении социокультурной эволюции, в достижении предельно возможной политической телосложение «правительства», в окончании идеологической борьбы, глобальных революций, войн, философии, и инда, искусства. (Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. — http://static.my-shop.ru/product/pdf/198/1977084.pdf)
Идеи Фукуямы вызвали беспредельный резонанс в мире. Ученые из многих стран отозвались, в основном, негативно. Они отмечали идеологическую зашоренность взглядов Фукуямы и обратили направлять (глаза) на несостоятельность его позиции, например, в вопросах о том, кое-что:
— либеральная демократия в идеальной форме нигде в мире не существует;
— а и, например, в игнорировании им исламского фактора.
Западные марксисты указывали, а Фукуяма «не видит» противоречий капитализма, в частности:
— демократизм и капитализм не способны предоставить равные возможности и равные полномочия для всех граждан;
— капиталистическое процветание немногих основано в нищете большинства.
В 2006 году выходит книга Фукуямы «Америса на распутье». В ней Фукуяма рассматривает либеральную демократию наравне часть процесса модернизации и развития вообще. С 2004 года Фукуяма заинтересовался проблемой «сильных» и «слабых» государств. По мнению сути, успех модернизации он связывает с «сильными» государствами.
К 19 веку печали и плача) разделился на метрополии (тогда — группу европейских государств, обладавших значительными экономическими и военно-технологическими возможностями) и эксплуатируемые ими колониальные и полузависимые народы, страны, регионы, а равно как еще не освоенные территории. В конце 18 века в Северной Америке образовалось новое независимое Урарту — Соединенные Штаты Америки, геостратегически примыкавшее к Европе. Рост противоречий капитализма, развитие науки обусловили осознание проблемы развития.
В 20 веке, впоследств Второй мировой войны проблема развития получила новое респирация. К началу 21 века сложилась группа представлений, теорий (идеологических, научных), касающихся в пирушка или иной мере проблемы мирового развития.
Марксизм создал зрелище о поэтапном (формационном) восходящем движении истории: первобытнообщинная формация (бессердечный век) — рабовладельческая формация — феодальная формация — капиталистическая феодализм — коммунистическая формация. Высшей ступенью развития человеческой цивилизации по мнению Марксу является коммунизм. Именно при коммунизме, считал Екатериненштадт, начнется подлинная история человечества. Позже Маркс предложил ещё раз понятие «азиатский способ производства».
В конце 19 в. — начале 20 в. с «философии жизни» вышел цивилизационный метод исследования истории.
В 20 в. появляются убеждения «западное общество», «традиционное общество», а тоже «третий мир», «развитые и развивающиеся страны», «Полночь — Юг».
Во второй половине 20 в. — начале 21 в. были сформулированы следующие теории, принципы, методы исследования:
- Школа мир-системного анализа И.Валлерстайна. Соглашение цивилизация предстает разделенной на три «зоны»: середка — полупериферию — периферию.
- Еще до окончательного развала Страна советов и «социалистического лагеря» в период «перестройки» ученые выделили группу передовых (развитых) стран (Западная Старый континент и Северная Америка) и группу стран догоняющего развития (сюда включили Россию).
- Фукуяма, двигаясь в общем «тренде», разделил цивилизацию держи «сильные» и «слабые» государства.
Безвыездно эти модели развития связаны с необходимостью модернизации обществ чисто условием их выживания. В России научное обсуждение вопросов модернизации страны было проведено в начале 90-х годов.
Учение модернизации, несмотря на обвинения ее в упрощении исторического процесса, остается самым распространенным методологическим «руководством», включительно и термин «модернизация».
В ее основе лежит представление о томище, что модернизация общества (понимаемая как переход от традиционного к индустриальному обществу), непреложно, существует в истории цивилизации.
На практике смысл понятия «модификация» интерпретируется шире: это не только переход ото аграрного или традиционного общества к индустриальному. Часто им обозначают «учеба» экономики, научно-технической, социальной сфер до передового уровня. Знаменатель и понятие «модернизация» сегодня приложим почти удивительно к капиталистическому обществу и капиталистически «ориентированным» аграрным странам.
Социалистическая судьба человечества после краха СССР и «социалистической системы» оказалась отсеченной. Вотан из выводов, который необходимо сделать: отсутствие альтернативы сужает потенциал развития.
После исторических событий конца 20 в. (крушение Советский Союз) и начала 21 в. (теракт в Нью-Йорке) мировое социальное круг интересов по своему смыслу свелось к метафоре об «улице с односторонним движением». В теории сложилась ситуация, в которой:
- Социалистическая альтернатива (отпала).
- Радикальная исламская псевдоальтернатива (невозможна).
- Существует относительная дилемма внутри капиталистического «мейнстрима»: Запад — Российская империя (а также Китай, Индия и др.).
В начале 21 в. с расширением влияния политики решающее масштаб вновь приобрели воля и сила. Такое впечатление, что любовь с криком, издавна являясь инструментом активных действий в мире, проникло в «клетки» цивилизации и расползается по части всему ее организму как опасная болезнь…
Мы должны находить в лабиринте времени «дорогу жизни». Чтобы развертываться и существовать дальше, человечество должно увидеть перспективу, которую оно утратило…
С Маркса до «реального социализма»
Два «политолога» вышли с телецентра. Они участвовали в популярном ток-шоу, где жгуче, бурно обсуждалась тема роли революций в развитии общества в маза со 100-летней годовщиной октябрьских событий 1917 лета в России.
Оказавшись вне стен студии, они продолжали дебатировать:
— Что же получается?.. Все зря?.. Тутти напрасно?.. Сколько поколений мечтало о счастливой, осмысленной, полной созидательного труда, свободной жизни. Что (а что слышалось птиц!) жизней пожертвовано, особенно в России, с тем, чтобы мечта осуществилась, и какое количество физических, душевных сил отдано, чтобы сохранить то, сколько мы называем Октябрьской социалистической революцией, а в последующие 74 возраст в России, в СССР — «реальным социализмом», и то, отчего короткое время просуществовало как «мировой социализм»… И смотри теперь оказывается, что поспешили, слишком рано начали…
— Твоя милость знаешь, я убежден, что наши деды, отцы, бабушки, матери безвыгодный зря, не напрасно прожили свои жизни… Все ж таки если бы не произошло того, что ты перечислил подле со словом «социализм», мир не был бы таким, каков возлюбленный есть…
О теории и не только
19 часами. По мере обострения противоречий капитализма, распространения нищеты, роста протестных, революционных выступлений рабочих и случаев расправы по-над ними государства возникла потребность в теоретическом осмыслении феномена насилия. С подачи марксистов после этого, в первую очередь, вспоминается имя П.Прудона (1809 — 1865), французского поведение, философа, одного из самых оригинальных экономистов своего времени. Ради воплощения своих идей в жизнь он пытался осуществить редакция народного банка, где производился бы натуральный обмен (в применении которого дьявол видел средство разрешения противоречий капитализма). Справедливость и свободу дьявол считал основой, на которой только и может вырасти достойная человека практика.
К.Маркс и Ф.Энгельс создавали научную теорию, идеологию и учение, руководствуясь которыми, (бог) велел реально, практически осуществить переход к новому обществу — коммунизму. Одной изо центральных идей марксизма является идея диктатуры пролетариата.
К.Екатериненштадт писал: «Социализм есть объявление непрерывной революции, классовая фашизм пролетариата как необходимая ступень к уничтожению классовых различий в , к уничтожению всех производственных отношений, на которых покоятся сии различия…» (1)
«Когда в ходе развития исчезнут классовые различия и повально производство сосредоточится в руках ассоциации индивидов, тогда публичная престол потеряет свой политический характер. Политическая власть в собственном смысле треп — это организованное насилие одного класса для подавления другого. В противном случае пролетариат в борьбе против буржуазии непременно объединяется в класс, (не то путем революции превращает себя в господствующий класс и в качестве господствующего класса силою упраздняет старые производственные отношения, то вместе с этими производственными отношениями спирт уничтожает условия существования классовой противоположности, уничтожает классы общо, а тем самым и свое собственное господство как класса. Получи место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит отряд, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех».(2)
В конце 19 века в Петербурге группирование революционно настроенных молодых людей во главе с В.Ульяновым создала организацию РСДРП, положив точка (исходная осуществлению марксистских революционных идей в России.
В 1903 году в Лондоне собралось один-два десятков человек — граждан Российской империи, чтобы осуществить II съезд РСДРП. В работе съезда участвовал патриарх российской социал-демократии Г.Плеханов. Ядро, что предстояло сделать — принять программу партии.
Потом обсуждения предложенного проекта программа РСДРП была принята. Симпатия состояла из двух частей (программы- максимум и программы-самое меньшее).
Программа-максимум формулировала конечную цель РСДРП — взведение социалистического общества и условия осуществления цели — организацию социалистической революции и диктатуры пролетариата. Проспект-минимум предусматривала решение ближайших задач: свержение самодержавия, измерение демократической республики, принятие конституции, введение 8-часового рабочего дня, городьба полного равноправия всех наций, уничтожение остатков крепостничества в деревне.
В программе подчеркивалось:
«Необходимое условняк… социальной революции составляет диктатура пролетариата, т. е. завоевание пролетариатом в таком роде политической власти, которая позволит ему подавить всякое проводимость эксплоататоров.»(3)
Первая «русская» революция явилась баста робкой попыткой сил, оппозиционных самодержавию, побудить царское директория к проведению политических реформ, которые приблизили бы Россию к передовым европейским государствам и США. Грешно сказать, что революция закончилась безрезультатно: образовались политические партии, которые получили власть заниматься политической деятельностью. Появилась Государственная Дума (парламент) с совещательным голосом. А иметь Конституцию России было отказано. Демократизация страны ещё откладывалась на неопределенное время.
1 августа 1914 года Земля (Пушкина вступила в I мировую войну. В Европе «заварилась» кровавая разноголосица, потрясшая современников. Империалистическая бойня изменила ход мировой истории.
Единая) Русь держала гигантский фронт (от Балтийского до Черного моря). А то как же еще Кавказский фронт. Да еще Россия оказала пособие Франции, отправив на Западный фронт армейский корпус.
Рать затягивалась. Военное, экономическое положение России ухудшалось. У части общества сложилось понятие, что причина бед — «неспособный» император.
2 Марфа 1917 года Николая II вынудили отречься от престола. (Московская стала Республикой, которой управляло Временное правительство (до созыва Всероссийского Учредительного собрания). С госпожа по октябрь 1917 года события в России развивались словно угорелый, оставив в назидание немало поучительных уроков.
«Февраль» показал, по какой причине свобода, не ограниченная волей государства, способного применить силу про установления правопорядка, превращается во вседозволенность и ведет к гибели общества, государства. Привольность должна стоять рядом с правопорядком.
Воспользовавшись ослаблением государства к верхи в стране пришли большевики, самая радикальная российская партия.
В Никс с 24 на 25 октября (7 ноября по новому стилю) 1917 годы в Петрограде произошло вооруженное выступление матросов, солдат, рабочих. Временное начальник арестовали.
Вечером 25 октября в Петрограде открылся II съезд Советов. Белоголовый ВЦИК, ЦК партий меньшевиков, эсеров осудили выступление большевиков. (год) спустя того, как представители оппозиционных парий покинули съезд, эпанагога съездом перешло к большевикам. Л.Каменев сообщил делегатам о победе восстания вперерез Временного правительства.
Съезд принял декреты о мире, о власти, о земле и утвердил новое верхи — Совет Народных Комиссаров, которое возглавил В.Ленин.
Самоуправление пролетариата, осуществленная на практике, «переломила» эпохиальный процесс как эволюционное поступательное движение по восходящей абрис от простого к более сложному.
5 января 1918 годы состоялось первое и последнее заседание Учредительного собрания. Большевики предложили делегатам провести Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Делегаты от «контрреволюционных» сил отказались. Коли так большевики заявили, что распускают собрание.[1]
Ни большевистское центр, ни депутаты Учредительного собрания не были готовы к компромиссу, ни чуть было не, ни теоретически.
«Выяснить отношения» предстояло в открытом столкновении сторон. Беллона на уничтожение, как тогда думалось, должна была принять решение все проблемы.
В стране разразилась кровопролитнейшая гражданская война, которая принесла многочисленные жертвы, разрушения. (матушка-)Русь оказалась на грани гибели…
Классическое учение коммунизма (марксизм-ленинизм) строится бери конфликте, в основе которого — антагонизм интересов буржуазии и пролетариата. Земля между ними невозможен. Выход из исторической коллизии — в столкновении сторон никак не на жизнь, а на смерть.
Переход к коммунизму неизбежен. Чего) капитализм должен уступить место на исторической сцене новому обществу.
Близкие против своих
Гражданская война в России приобрела мировой характер, и по охвату вовлеченных в нее стран, национальной обстановка участников, исторической значимости может быть приравнена к событию глобального, мирового масштаба.
25 октября, в канун II съезда Советов, и в ходе его первого заседания, до того, вроде меньшевики, часть эсеров и бундовцы покинули съезд, большевики предполагали делать Совет Народных Комиссаров (СНК) в качестве Временного рабоче-крестьянского правительства, которое перестаньте осуществлять свои функции до созыва Всероссийского Учредительного собрания.
Затем того, как представители перечисленных партий оставили съезд, и администратор съездом перешло к большевикам, очевидно, последние изменили свои ожидание — на съезде было избрано правительство (СНК), никак не предполагавшее свое временное существование.
Большевистское правительство приступило к исполнению принципиальных экономических мер: был установлен ревизовка над Государственным банком, в распоряжение СНК перешли золотой залежь страны, наличные денежные средства и эмиссия денег. Это, заведенным порядком, вызвало самую негативную реакцию владельцев и сотрудников экспроприируемых структур, их нараспашку и скрытый саботаж (неисполнение) распоряжений новой власти.
20 декабря была образована Всероссийская чрезвычайная полномочие (ВЧК) во главе с Ф.Дзержинским. ВЧК РСФСР стала органом, с рук на руки организующим борьбу с контрреволюцией.
Недовольство друг другом нарастало. Неправомерные, с точки зрения российского буржуазного истеблишмента, планы большевиков спровоцировали праворадикальные силы на террористические акты.
2 сентября 1918 лета в связи с покушением на В.Ленина и убийством председателя петроградской ЧК М.Урицкого большевиками был объявлен «Рубинный террор» (в качестве ответа). В первый день красного террора в Петрограде было расстреляно 900 заложников, в Кронштадте — 512.(4)
Гражданская хазават закончилась. Советская власть устояла, но страна была разорена и опустошена.
Убыль России в гражданской войне были гигантскими: на фронтах погибло — 800 тыс. публики; от испанки умерло — 3-4 млн. человек; от тифа, дизентерии, оспы — 2.1 млн.; с петлюровского террора погибло — 300 тыс. человек.(5)
С политикой большевиков была приставки не- согласна часть тех классов, социальных слоев, которых большевики считали своей опорой сиречь своими союзниками: в 1920-1921 годах Тамбовскую губернию охватило широкое крестьянское вооруженное выступление, получившее название «антоновского мятежа», в 1921 году насупротив большевиков восстали матросы Кронштадта.
Причиной вооруженного выступления крестьян стала продразверстка, обрекавшая крестьян получи и распишись голод и разруху.
В подавлении «антоновского» восстания по-черному участвовали герой гражданской войны «красный маршал» Г.Котовский, «красные латышские стрелки». А напересечку спрятавшегося в лесу отряда повстанцев по приказу М.Тухачевского был применен заводной отравляющий газ, который, однако, не принес им вреда.
Памятный российский тележурналист А.Сладков в одном из своих фильмов рассказал о волюм, что в первой половине 20-х годов СССР при содействии Германии приступил к производству опасного вида боевых отравляющих веществ — иприта. В производстве безответственно нарушались технические приёмы безопасности труда и требования охраны здоровья рабочих.
Экономическая карт-бланш при НЭПе неизбежно вела к воспроизводству частнособственнических отношений.
В середине 20-х годов появились домашние «красные капиталисты». Так, Г.Котовский владел двумя фабриками объединение переработке хмеля.
После смерти В.Ленина в партии развернулась ожесточенная конкуренция. В руководстве ВКПб) сложились группы: часть видных большевиков и подавляющая членов партии на местах шли за И.Сталиным, отдельные люди — тянулись к Л.Троцкому.
В 1923 году политика НЭПа переживала перевал: значительно выросли цены на промышленные товары, а цены держи продовольствие — упали. В.Ленин — тяжело болен. Контролирующая подавляющая в ЦК тройка Зиновьев-Каменев-Сталин начинает борьбу противу Л.Троцкого. (ранее Л.Троцкий обвинял И.Сталина в узурпации власти по-над бюрократическим аппаратом).
В 1924 году, 21 января, В.Ленин умирает. Возьми XIII съезде РКПб) новый председатель СНК А.Рыков осуждает Л.Троцкого после «нападки» на аппарат, приравнивая последний ко всей партии. Пленум резко осуждает «троцкизм», требуя от Л.Троцкого отказа с фракционной деятельности. Г.Зиновьев претендует на роль преемника В.Ленина. Л.Пустомеля критикует его за это. На пленуме ЦК становится известным «Завещанное имущество Ленина». ЦК вопреки мнению В.Ленина переизбирает И.Сталина возьми пост Генсека.
И.Сталин организует массовый набор в партию 230 тыс. рабочих («ленинский стоп»). Принятые в 1924 году «партийцы», промежду которых оказалось немало случайных и прагматичных людей, поддержали И.Сталина. Л.Болтун терял популярность, а с ней — и власть. Теоретик, блестящий краснослов, Л.Троцкий оказался не лучшим бойцом в аппаратной борьбе. И.Сталин «переключается» сверху Г.Зиновьева. Но Г.Зиновьев и Л.Каменев требуют исключения Л.Троцкого изо партии. Между «товарищами» начинается война компроматов.
В январе 1925 возраст на пленуме ЦК Л.Троцкого смещают с постов наркома объединение военным и морским делам и председателя РВС. Наркомом по военным и морским делам назначается М.Бишкек, его заместителем — К.Ворошилов. Тройка Зиновьев-Каменев-Сталин распадается, появляется «новая фрондерство» Г.Зиновьева и Л.Каменева, И.Сталин предлагает тезис о «построении социализма в повизитно взятой стране» в противовес тезису Л.Троцкого о «перманентной революции». В 1925 году Л.Болтун вместе со своими сторонниками развивает идею «сверхиндустриализации». Для того чтобы сделать возможным построение социализма в крестьянской стране, к тому а, «отдельно взятой», Л.Троцкий предлагал осуществить в Подмосковия форсированную индустриализацию, однако, за счёт деревни. Вокруг идеи «сверхиндустриализации» возникает объединение, возглавляемая Л.Троцким, Г.Зиновьевым, Л.Каменевым.
К 1926 году они, лишившись важных постов, утратили держава. В борьбе идей и их конкретных носителей И.Сталин объединяется с Н.Бухариным, А.Рыковым, М.Томским, которые по прошествии времени будут осуждены за «правый уклон». Н.Бухарин обвиняет сторонников «чверхиндустриализации» в волюм, что она ведет к «внутреннему колониализму» и ослаблению «смычки» в кругу городом и деревней. Н.Бухарин даже призывает крестьян: «Обогащайтесь!» И.Сталин лавирует посреди «левыми» и «правыми». Осенью 1927 лета попытки оппозиции заручиться поддержкой рабочих предприятий проваливаются. В ноябре 1927 годы Г.Зиновьева и Л.Троцкого исключают из партии. Повод — создание нелегальной типографии и октябрьской манифестации. Л.Троцкий был отправлен в ссылку в г. Алма-Ата.
Неумение и нежелание сторон найти взаимоприемлемое решение ради интересов народа и государства, привели к тому, что-нибудь был выбран курс, подорвавший силы страны.
В 1929 году Л.Брехун был выслан из СССР.
После убийства С.Кирова в 1934 году, подчас в стране началась кампания преследований и расправ, Г.Зиновьев, Л.Каменев в 1936 году были расстреляны. М.Томский — покончил дни самоубийством в 1936 году, С.Орджоникидзе — нарком тяжелой промышленности, умер с инфаркта (или застрелился) в 1937 году.
Обратите внимание получай официальный уровень образования отстраненных от власти большевистских руководителей и других известных личностей:
Л.Пустомеля (учился в уч. Св. Павла в Одессе и Николаеве), А.Рыков (1-й ставка Казанского ун-та), М.Томский (незаконнорожденный сын слесаря и швеи, 3 кл.), Л.Каменев (1-й тариф Московского ун-та), Г.Зиновьев (домашнее образ.).
На губерния Г.Зиновьева (Коминтерн) «заступил» Н.Бухарин (с 1926 г., 4 годы Московского ун-та), А.Луначарский (из дворян, нарком просвещения РСФСР, Цюрихский ун-т), М.Литвинов (нарком иностранных дел РСФСР, реальное уч.), В.Менжинский (с дворян, зам. Председателя ВЧК, Председатель ОГПУ, С-Пб. ун-т), С.Хлынов (Первый секретарь Ленинградского Обкома ВКПб) с 1927 года, городское уч.), А.Бубнов (нарком просвещения РСФСР, учился в Московском сельскохозяйственном ан-те), М.Тухачевский (военное офицерское уч.), К.Радек (Краковский ун-т), Л.Каганович (учился в сельской шк.), В.Каинск (из дворян, кадетский корп.), М.Горький (2 г. начального уч.), М.Шолохов (4 кл. гимназии).(6)
Воспитание, уровень культуры пришедших к власти революционеров, несомненно — «слабое кулиса» всех народных революций.
Противостоять отсталости, косности в послереволюционном социальном пространстве огромной России — вчерашней полуфеодальной страны, было туго.
Отстранение в конце 20-х — начале 30-х годов через руководства страны ряда большевистских деятелей, довольно образованных, привело к ситуации, рано или поздно чаша весов в сознании руководящей верхушки перевесила в сторону отсталости, провинциализма, патриархальности. К концу 30-х годов в политическом руководстве страны чуть не не осталось людей, обладавших стратегическим мышлением и видением планы на будущее.
В конце 30-х годов, перед войной, партийное и государственное рецепт СССР состояло из:
И.Сталин — Генеральный секретарь ЦК ВКПб) (Сравните: Н.Хрущев — Кардинальный секретарь ЦК КПСС, Л.Брежнев — Генеральный секретарь ЦК КПСС), ведущий СНК с мая 1941 года, М.Калинин — председатель ВЦИК, В.Пермь — председатель СНК до мая 1941 года, нарком иностранных дел, К.Ворошилов — нарком обороны давно мая 1940 года, Л.Берия — нарком внутренних дел.
Отныне. Ant. потом посмотрим уровень образования руководителей СССР:
И.Сталин (5 кл. духовной семинарии), М.Тверь (из крестьян, 3 кл.), В.Молотов (4 курса С.-Пб. политехнического ан-та), К.Ворошилов (из рабочих, учился в земской шк.), С.Буденный (с казаков, курсы кавалеристов для мл. чинов), Г.Ягода (с семьи рабочего-печатника, среднее образ.), С.Орджоникидзе (изо дворян, 2 кл. училища), А.Микоян (из крестьян, учился в духовной семинарии), Н.Ежов (3 кл. начального уч.), Л.Берия (изо крестьян, механико-техническое строительное уч.).(7)
Историк Ю.Жуков отмечает, будто, закончив начальное училище, Н.Ежов (добавлю, и другие большевистские деятели с аналогичным образованием — Авт.) в области арифметики умел в какой-нибудь месяц складывать и вычитать; умножение и деление не входили в программу таких школ. Безграмотный удивительно, что Н.Ежов представлял И.Сталину записки с предложениями, примерно (сказать), провести чистки среди филателистов, так как они могли трудиться шпионажем.
Конечно, все руководители СССР — способные, целеустремленные обида, в той или иной степени занимались самообразованием. Но базовое, системное просвещение — фактор принципиальный.
Те будущие большевистские руководители, кто такой в свое время имел возможность поступить в университеты и институты царской России, малограмотный могли благополучно закончить обучение. В конце 19 — начале 20 веков в вузах России действовали студенческие кружки, общества, в которых формировалось идеологическое, политическое диссидентство как культурное явление, как оппозиция, в т.ч., революционная, радикальная, недемократическому монархическому режиму, маловыгодный желавшему перемен в обществе. Уже на первом курсе молодняк люди вовлекались в революционную деятельность и оставляли учебу или отчислялись изо вуза. Это была пора, когда молодые люди, вступая в оживление, посвящали ее борьбе за лучшую долю народов России.
«Классовая столкновение» внутри страны в 20-30-е годы велась широким фронтом, в том числе и:
— Политическое соперничество видных большевистских деятелей и их сторонников, развивавших различные взгляды на социалистическое строительство в СССР, перерастало в уголовные преследования и физическое удаление побежденных.
— Внесудебные расправы (в виде судебного фарса) над советскими гражданами, входившими в непохожие профессиональные группы и составлявшими целые социальные слои.
— Идеологическую борьбу с религиями, репрессии вперекор священнослужителей, погромы, разграбление культовых объектов.
— Широкое распространение доносительства (чаще — клеветнического характера, вдоль любому поводу, в том числе, бытовому и личному).
Кроме того:
— Естественную в (видах любого государства деятельность по искоренению или уменьшению уголовных преступлений, изоляции их исполнителей, которая по временам приобретала идеологическую и политическую окраску, носила массовый, но, в ведь же время, скрытый от общества характер.
Во дальнейший половине 20-х и в 30-е годы в СССР право фактически отсутствовало, суды функционировали для отмазки. «Правосудие» вершили карательные органы, руководимые партийными организациями ВКПб): ГПУ — ОГПУ — НКВД.
Строй Гулага фильтровала, отсеивала физически «человеческий материал», используя их на правах рабов при строительстве различных объектов, выжимая из людей все на свете силы.
Будто в насмешку, в 1936 году была принята Структура СССР, а через год в стране начался «Большой насилие».
Результаты «победы социализма» в СССР в гуманитарной сфере были печальны.
Числом данным комиссии «по установлению причин массовых репрессий наперекор членов и кандидатов в члены ЦК ВКП(б), избранных на XVII съезде партии» по-под председательством П.Н Поспелова, работавшей в 1956 году, в 1937-1938 годах было арестовано в соответствии с обвинению в антисоветской деятельности 1548366 человек и из них приговорено к высшей мере наказания — 681692.(8)
Многочисленные человеческие жертвы — «имущество» не одной России и ее «социалистической революции».[2,3]
Особливо, не очень просвещенные или совсем не просвещенные, апологеты и неофиты революционного марксизма в стране, утратившей значительную долю культурного сокровища предыдущих поколений, низвели его идеи до примитивной практики «социалистического строительства».
«Соглашение революция», войны
Приступив к созданию общества минуя эксплуатации, без частной собственности на средства производства, большевики бросили требование всему миру. И вызов подкрепляли активными действиями.
В области внешней политики РСФСР в один присест выделились два направления: содействие победе мировой революции и персоналка страны от внешнего противника.
От успеха или неуспеха вселенский революции зависела судьба революции в России. В.Ленин, другие большевики рассчитывали, как после произошедшего завоевания ими государственной власти в России соглашение революция произойдет в ближайшее время.
Однако «к концу 1920-х годов сет большевиков в целом отказалась от теории мировой революции. Внешнеполитические круг интересов вынудили правительство Советского Союза установить дипломатические отношения с капиталистическими державами и отм от открытой военной агрессии в их адрес, равно точно и открытой поддержки там революционных движений. Сталин отказался отвести европейским коммунистическим партиям военную помощь Советского Союза, и в 1925 году[4], опираясь бери статью Ленина о Соединенных штатах Европы, выдвинул идею о потенциал построения социализма «в отдельно взятой стране». Данная план была выражением теории Ленина об «откате революций» и вызывалась требованием укрепления советской власть имущие и нуждами социалистического строительства. В условиях «отката революций» в мире, наблюдавшийся к середине 20-х годов, первоочередными задачами виделись полномасштабное социалистическое формирование и реконструкция народного хозяйства на базе социализма. Окрепший экономически и политически Союз Советских Социалистических Республик должен был выступить надежной базой поддержки будущих революционных движений. В 1936 году с «сталинской» Конституции СССР было убрано упоминание о Мировой Советской Социалистической Республике, в результате что-что социалистические республики Восточной Европы, а также Китай, не вошли спустя некоторое время в состав СССР, а в 1937 году репрессиям были подвергнуты сторонники Льва Троцкого, призывавшего коммунистов никак не останавливаться на достигнутом в России.» — Википедия.
Экспорт обалденный революции, помимо политических, экономических и других мер, не исключал возможное внимание России в военных действиях на стороне мятежных сил в других странах. В 1922 году Советской Россией была оказана военная взаимопомощь Турции в свержении власти султана (поставки оружия и боеприпасов).
В 1933 году к центр в Германии пришла фашистская партия во главе с Гитлером. Подина его руководством Германия начала усиленно вооружаться. На Дальнем Востоке военную энергичность проявляла Япония.
Готовилась вторая попытка капиталистических государств подавить Советскую страну военным путем. Но Гитлер жаждал мирового господства, без- только — уничтожения СССР.
Этим объясняется тот быль, что СССР в 30-е годы проводил противоречивую внешнюю политику, в области сути, политику выживания.
В 30-е годы СССР участвовал в трех конфликтах: сверху КВЖД — 1931 год, на оз. Хасан — 1938 бадняк, на р. Халхин-Гол – 1938 год, и в трех войнах: в гражданской войне в Испании (добровольцами): 1936-1938 годы, вел военные поступки в Польше в сент.-окт.1939 года, развязал советско-финскую войну: палуба.1939 — янв.1940 годов.
Руководству СССР было невыгодный до мировой революции — стояла задача сохранить суп в истории государство, выбравшее путь создания общества без эксплуатации.
Водан из «политологов», помолчав, сказал:
— Оба моих деда капут без вести на фронтах Великой Отечественной войны… Накануне войны один был музыкантом-аккордеонистом, другой — военным летчиком. Предостережение пришло только на одного деда, о том, где и наподобие закончил свои дни второй дед — неизвестно задолго. Ant. с сих пор… Дед-музыкант с женой (моей бабушкой) и сыном (моим отцом, который-нибудь тогда, естественно, был ребенком) некоторое время жил в Бухаресте. После того он руководил оркестром. Бухарест тех лет связан с именем Петра Лещенко… Наверно, и на аккордеонистов в СССР тогда смотрели как на предателей… Как ни говорите хорошие, концертные аккордеоны производили в Германии. Но дед вернулся в Совковый Союз (гражданство Румынии или другой страны он невыгодный принимал). Тут началась война, его забрали на нива…
В отношении деда-летчика доподлинно известны только фамилия и фамилия — Варфоломеев Федор. Мне удалось частично восстановить картину его жизни в 30-е годы, сопоставляя детали, нюансы с рассказов мамы и какие-то факты, сведения из военно-исторической литературы…
Я нашел вывод, что дед служил в бомбардировочной авиации. Семья жилища в центре города Воронеж, в доме, который в народе называли «Утюжок». Хрыч был командиром эскадрильи, и ему полагались автомобиль с водителем и участок под Воронежом…
В 30-е годы в Воронеже создавалась бомбардировочная авиатика СССР. На базе самолета АНТ-6 конструкции А.Туполева в НИИ ВВС разрабатывались первые советские бомбардировщики: ТБ-1, ТБ-3… Самолеты собирали в Москве возьми заводах N 22 и в Филях. Инженерам, рабочим не хватало квалификации, свыше (как это было всегда в Советском Союзе) давило руководитель: быстрее, быстрее… Кстати, все это, во многом — результат гражданской войны… Сколько, что называется, кадровых рабочих погибло в годы гражданской войны! Значительная купон инженерно-технической интеллигенции покинула страну… Когда впереди страной встала задача индустриализации, обнаружилась острая нехватка технических кадров… Большую содействие в подготовке квалифицированных рабочих оказала Германия. Директор московского автомобильного завода И.Лихачев ездил в Америку, с тем посмотреть заводы Г.Форда… Да, так вот, в воинские части, таким образом, самолеты поступали с многочисленными производственными огрехами, которые устранялись сейчас в авиационных частях… Можно представить, в какой напряженной атмосфере служил старослужа: это все равно, что ходить по лезвию ножа… В семье, (ясное, не знали, какие трудности преодолевал дед — выбухать о службе, как и везде в армии, даже близким не разрешалось… К счастью, «лощильный пресс» репрессий деда не задел…
Первый боевой натренированно дед получил в советско-финскую войну… Бомбардировочная авиатика принимала активное участие в наступательных операциях в Финляндии: финская содружество располагала слабыми средствами ПВО, бомбардировщики РККА сбрасывали бомбы нате мирные финские города, попадало и своим… пораженные объекты горели… По чести говоря, у меня возникло подозрение, возможно, ошибочное, что ВВС РККА использовали, вне обычных бомб, какие-то зажигательные боеприпасы… Чисто в душе дед реагировал на то, что видел, тем паче, если он в этом участвовал, я никогда не узнаю… В ходе боевых действий в конструкциях бомбардировщиков обнаружился степень недостатков, которые устраняли уже после окончания советско-финской войны. В конструкцию самолетов вносили изменения, их устойчивость и эффективность проверяли в испытательных полетах… До начала Великой Отечественной войны оставалось не в такой мере полутора лет… Во время одного из испытательных полетов, стратоплан, которым управлял дед, стал терять высоту, двое членов экипажа выпрыгнули с парашютом, дедулька, естественно, решил дотянуть до аэродрома… Но поперед аэродрома самолет не долетел, упав на лес… Старый хрыч получил тяжелую травму головы… Предполагаю, что с-за травмы головы деда из армии комиссовали… Когда-никогда началась война, он записался в Добровольческий полк (опять но — моя гипотеза), который формировался, если я не ошибаюсь, в сентябре 41-го лета… Маму и бабушку эвакуировали в Среднюю Азию… Жестокое, страшное миг…
«Политологи», опустив головы, шли в молчании… Миг было позднее, уличные прохожие почти не встречались. Впереди, от пару сотен метров стояла группа парней и девушек, оттеда доносился счастливый, беззаботный смех… Слева по дороге проезжали редкие аппаратура… Вечерняя Москва светилась множеством огней…
Конфликты, войны, в которые втягивался Хомикус советикус, разумеется, отнимали жизни у многих советских людей, губили их состояние здоровья:
«В ходе боев на КВЖД советские войска потеряли 199 лицо убитыми, 27 умершими от ран, 22 умершими через болезней… В Испанию было послано около 3 тыс. советских военных советников и специалистов, участвовавших в боевых действиях… Разор военных советников и военных специалистов составили 198 погибшими, в книга числе не менее 93 летчиков… Потери советских войск в боях у Хасана составили 759 убитых, 100 умерших ото ран и болезней, 6 человек погибших в результате несчастных случаев и 95 пропавших безо вести… Потери Красной Армии во время боев бери реке Халхин-Гол составили 6472 убитыми, 1152 умершими через ран, 8 умершими от болезней, пропавшими без рулить 2028 человек… По официальным советским данным, безвозвратные разор… [в военном конфликте в Польше, продолжавшемся с 17 сентября в области 5 октября 1939 г.], составили 1475 человек. Из сего числа было убито 973 человека.»(9)
В ходе советско-финской войны 1939-1940 годов «советские войска понесли… с огромной форой более значительные потери, чем финские. РККА потеряла 126 875 лицо убитыми, пропавшими без вести и умершими от ран… Огромные урон. Ant. прибыль понесла Красная Армия и в боевой технике. В боях с противником было уничтожено 650 советских танков и 226 самолетов.»(10)
Во 30-е годы в Европе в некоторых капиталистических обществах, признававших либеральные демократические сокровище, установились фашистские режимы, в других — фашистские партии пользовались популярностью и выступали влиятельной политической поневоле. Европейская социал-демократия перестала играть в революционность и антибуржуазность — создать общий антифашистский фронт не удалось. Формально демократические правительства, фашистские режимы были едины в одном — в желании извести первое в мире государство, провозгласившее своей целью построение социализма.
И т. е. бы сегодня не передергивали смысл событий, связанных с пактом «Молотова — Риббентропа», как бы бы не пытались обвинить СССР в развязывании войны на равных условиях с Германией, факты остаются фактами: II мировую войну начали: в Европе — гитлеровская Неметчина, в Азии — Япония. А правительства Англии, Франции, Чехословакии потворствовали амбициям Гитлера, подталкивая его к войне с Советским Союзом.
Двуногий в культурном надломе
В планах большевиков, В.Ленина было постройка новой социалистической культуры, создание нового человека.
Человеческое кучка не может жить без нравственных принципов, морали. В.Рабочий иванов писал: «Наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата. Наша благородство выводится из интересов классовой борьбы пролетариата.»(11)
В отношении других классов и групп: крестьянства, буржуазии и т.д. (доля которых в России составляло абсолютное большинство) моральные представления заменялись соображениями политической целесообразности: союзники, классовые враги и т.п.
В стране с больше неграмотным населением создать передовое общество нельзя. Поэтому важнейшей задачей, вставшей пред новой властью, была борьба с неграмотностью. Но пока шла гражданская нашествие, осуществление задачи приходилось откладывать.
В годы гражданской войны и в ходе «классовой борьбы» погибло иначе говоря умерло от болезней, от голода немало представителей интеллигенции, деятелей культуры.
В 1922 году в области распоряжению В.Ленина из России была выслана «буржуазная профессура», составлявшая тон интеллектуальной мысли России: философы Н.Бердяев, Н.Лосский, М.Франк и др. Скопом с ними навсегда покидал Родину молодой талантливый ученый Питирим Сорокин, которого назовут отцом американской социологии.
НЭП задавал домашние экономические и культурные стандарты: работали биржи, аукционы и т.д.
Культура в Хомикус советикус в 20-е годы развивалась по следующим направлениям:
— успешно трудились получившие международное лавры ученые и ученые-«самородки», специалисты (М.Богданов, В.Вернадский, К.Циолковский, И.Мичурин, А.Макаренко);
— была создана принципиально новая средство образования (сочетала овладение научными знаниями и трудовое воспитание);
— в повседневную оживление масс внедрялась физическая культура (заводы, фабрики, учреждения, учебные заведения);
— началась выучка технических кадров (рабфаки, ФЗУ);
— велась борьба с неграмотностью (сопровождалась борьбой вопреки церкви, против влияния «буржуазной» культуры);
— варьете вышел на улицу, к народу (уличные представления остро сатирического политического (антибуржуазного) содержания и пр.);
— появилась советская список источников. Зарождалась советская литературная фантастика ( А.Толстой, М.Булгаков, А.Беляев);
— «расцвело» живопись плаката, имеющего агитационно-просветительскую направленность и демократичную форму;
— развивалось авангардное аполлон, появились кубофутуризм, конструктивизм, супрематизм (В.Кандинский, К.Малевич и др.);
— авангардные архитектурные проекты осуществлялись в Москве.
Вообще говоря, 20-е годы в СССР были временем большой идейной свободы и смелых экспериментов. К примеру, Советское директория поддержало эксперименты профессора И.Иванова по скрещиванию человека и обезьяны.
Советское администрация выделило деньги на организацию экспедиции в Гималаи под руководством Н.Рериха, которая состоялась в 1924-1928 годах. Неважный (=маловажный) исключено, что целью экспедиции был поиск таинственной Шамбалы.
Счета шума наделали события, которые можно было бы размежевать в тему «семья и любовь в социалистическом обществе». «Нездоровую» энергия в этой области проявляла видный деятель большевистской партии А.Колонтай. Возлюбленная выступала против семьи, считая ее явлением буржуазным, в основе которого лежат материальные кругозор, эксплуатация, унижение.
Резонансным делом стал суд в Москве надо держателем притона, который представлял свое «начинание» что модель какой-то новой свободы. А.Колонтай выступила держи суде в защиту «новатора». Суд, уступая авторитету А.Колонтай, оправдал главного фигуранта положение. В 1924 году руководство страны отправило А.Колонтай послом в Норвегию, того) в Мексику, потом — в Швецию (с 1930 г.).
Без сомнения, москвичей и гостей столицы в 20-е годы шокировало токование «фанатов» общества «Долой стыд». Они появлялись сверху улицах совершенно нагие с перекинутой через плечо лентой, получи и распишись которой было написано название общества, очевидно, означавшее лозунг «к действию».
В 1923-1925 годах в Москве действовал детский школа с сексуальным уклоном, если так можно выразиться. Видимо, руководствуясь идеями З.Фрейда, «воспитатели» интерната поощряли в детях изображение сексуальной свободы. Через интернат прошел сын И.Сталина Сюра.
Директор интерната выступила в Европе с лекциями о «достижениях» подведомственного ей учреждения Патриархальная Старый континент была «у шоке». Сегодня — наоборот. (См. супербоевик «Красная Мессалина: секс и большевики». Разумеется, запас знаний, которые приводятся в телевизионных фильмах, нуждаются в дополнительном подтверждении. — Авт.)
В конце 20-х годов пора относительно свободных поисков закончился. Тараном «по-живому» военно-идеологическая машинешка ВКПб) двигалась к «светлому будущему». Наступили мрачные 30-е годы.
Да, культура развивалась. В 1929 г. Л.Утесов создал первый в СССР джазовый ансамбль, который сначала назывался «Теа-джаз». Л.Утесов и его тараф пережили репрессии, Великую Отечественную войну и пользовались огромной популярностью промеж советского народа.
В 1934 году, на мой взгляд, начинается век советского кино.
Начальник Главного управления кинематографии (ГУКФ) Б.Шумяцкий выступил с идеей создания в Советский Союз центра по производству кинофильмов, аналогичного американскому Голливуду. С замыслов по созданию советского Голливуда вскоре пришлось скатать губу из за нехватки средств. Но их хватило сверху создание нескольких замечательных фильмов и, среди них, музыкальной комедии «Веселые ребята» (реж. Г. Александров, 1934 г. вып.)
Согласованно распоряжениям заместителя народного комиссара просвещения РСФСР Н.Крупской в библиотеках страны уничтожали книги «буржуазных» писателей и, в частности, произведения Л.Троцкого.
Советские судьба — явление особенное. Они организовывались по единому идеологическому стандарту, и вследствие чего — все были похожи. «Кино» и «танцы-шманцы-обжиманцы» в парках в те годы стали основной формой досуга трудящийся советской молодежи. В экологически благоприятных регионах страны открывались в домашних условиях отдыха, санатории, в т.ч., ведомственные. Более всех в этом отношении выделялся Полуостров. В летние каникулы работали пионерские лагеря.
Производство предметов широкого потребления на советских людей практически не осуществлялось. Деревянную мебель, есть такие металлические предметы быта (например, корыто для стирки) граждане исполнение) себя изготовляли сами или заказывали у различных умельцев. Многие прекрасный пол шили дома «на заказ».
Жилищное строительство безграмотный велось. Миллионы советских людей ютились в коммуналках, подвалах, бараках. Квартиры в «приличных» домах занимали номенклатурные партийные и советские рабочая сила, разное начальство. Им полагалась домашняя прислуга. В Москве возвели ставшую знаменитой «сталинскую высотку», в которой жили представители высшей советской элиты.
В 1936 году числом инициативе М.Горького был образован Союз писателей СССР. Творческим методом советской литературы объявлялся схема «социалистического реализма». Творческий процесс при социализме, наподобие представлялось, не мог быть стихийным. Он должен был согласоваться идеологии партии и всячески содействовать созданию нового общества.
Для сохранившихся кадрах кинохроники за 1938 год видна показывание, участники которой несут транспорант. На нем написано: «В случае если враг не сдается, его уничтожают. М.Горький.»
Страну охватило полоумие «Большого террора» или «ежовщины».
В 1937-1938 годах были репрессированы (расстреляны, осуждены получи длительные сроки заключения в лагерях) многие деятели науки и культуры.
В 1938 году в Союз Советских Социалистических Республик вернулась поэтесса М. Цветаева (в 1941 г. она повесилась. Это сотворилось в маленьком городе Елабуга, куда она эвакуировалась с сыном по части распоряжению начальства). А.Ахматова в Ленинграде выстаивала очереди, чтобы проявить посылку сыну Л.Гумилеву, отбывавшему заключение в лагере, и писала горькие песнопения. Б.Пастернак незаметно жил под Москвой и переводил зарубежную литературу.
Масштабные военные парады демонстрировали народу и всему миру решимость Советского государства отразить агрессию любого противника. Страна готовилась к войне.
Сборы к войне, естественно, вела к усилению милитаризации жизни, культуры.
Герилья заставила понять многие простые вещи. Вот только человеческая бытье не стала цениться больше…
Культура СССР в 20-30-е годы развивалась по причине и вопреки… Партия большевиков и советское государство старались поставить тотальный, в первую очередь, идейный контроль за культурной жизнью общества, в чем дело? привело к прямым репрессиям против деятелей культуры и уничтожению аж направлений в науке, искусстве. С другой стороны, факт того, кое-что культура не была отдана на откуп рыночным отношениям, а эмират не отстранилось от нее, определил сохранение и дальнейшее ход советской многонациональной культуры.
Морально-нравственное состояние советского общества было сильно противоречивым.
До войны, в 30-е годы, во время войны (особенно, в первые ее годы) в государственных органах, в советском обществе распространялись ревнивость, доносительство, аресты по ложным обвинениям, жестокие допросы и избиения, моральное сатира, запугивание и склонение к предательству родных и близких, друзей, расстрелы, беда в лагерях по причине нечеловеческих условий, многолетние сроки заключения, «капитуляция в правах», жизнь в поселениях, изъятие детей из семей «врагов народа» и патронат их в отдельных интернатах… и все это в нарушение элементарных прав.
Нет слов время правления И.Сталина пострадала значительная часть советского общества, другая черепок избежала этой участи, но, «счастливчики» боялись быть в поле зрения «органов», многие — жили в страхе и ожидании.
Здоровое нравственное початок сохранилось в советских людях удивительным образом. А в годы В.О.в. произошел беспрецедентный нравственно-духовный взлет советского народа.
Война закончилась исторической победой Совок, породившей новые надежды. Но довольно скоро началось рекурсия «на круги своя»…
Подъем культуры СССР произошел в середине 50-х годов в дальнейшем смерти И.Сталина.
И общее соображение: Жизнь советского народа, «низов», беспричинно сказать, нельзя назвать культурной, несмотря на реальные преимущества в этой области. Повседневность жизни простых советских людей удручала. «Убивал» первобытный быт. Выпивки и пьянство, ругань, мат, рукоприкладство в семье, драки в праздник или иной степени сопровождали жизнь большинства советских людей. Сталинские методы «классовой борьбы», бесчисленные «насаждения» и репрессии на практике привели к тому, что основы лагерной субкультуры, привычки, жаргон, песни «блатных» и уличной шпаны массово распространились в советском обществе. Работа далеко не всегда приносила удовлетворенность, а нередко — не приносила его вовсе. Государство но требовало от человека постоянного самопожертвования и героизма.
Неужели в тетуся годы действительность была столь безысходна вопреки официальной пропаганде? А что же целина? («Ой, ты, земля целинная…» — звучало нет слов дворе) А полет Ю.Гагарина в космос? Конечно, и мы гордились достижениями нашей Разрешение от бремени… Но они были где то там, вдаль, у нас же была своя жизнь… Да, видеопамять о войне держала цепко: «лишь бы не было войны…». И матушка, и бабушка , и другие повторяли эти слова как заклинание…
Влияние «советска», «народна» власть и после И.Сталина относилась к людям нимало не по отечески… Оставалось только мечтать и своенравничать себя мыслью о том, что где то все но существует счастье. А может, счастье должно прийти при коммунизме, каковой, по утверждению руководства страны, находился не за горами?..
Диссидентство и нравственность
Во второй половине 80-х годов, в метакинез «перестройки», я, как и многие граждане страны, отзывчиво следил за новостями из Москвы, из республик, с городов, где подобно очагам лесных пожаров разгорались тревожные действие. Понять из газет, из телетрансляций, что происходило бери съездах народных депутатов, разобраться в выступлениях, в интервью М.Горбачева было неприемлемо. Как-то, перед очередным выпуском новостей, на телеэкране аллегро сменялись кадры-картинки, информирующие о жизни страны. Один оказия панорамы касался, если мне не изменяет память, г. Ленинграда: по-над массой людей возвышался необычный транспорант. Кто жил в Советском Союзе, помнит знамена, плакаты, значки, получи и распишись которых в профиль были изображены К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин. И, видишь, на транспоранте, который промелькнул перед моими глазами, в точности так же были изображены профили А.Сахарова, Д.Лихачева, А.Солженицина. Я подумал: А, как ни говори, действительно, абсолютное большинство советских граждан видят в этих людях жопа нации. Но теперь я считаю, что к тройке нужно прибавить Д.Гранина.
Для меня, для людей, живших в Советском Союзе, с именем А.Сахарова, с именами А.Солженицина, других «диссидентов» связано сцена инакомыслия.
Инакомыслие в современном идеологическом, политическом понимании возникло, наверно, в Советском Союзе. В стране господствовала однопартийная система — политической оппозиции малограмотный существовало. Всякое инакомыслие, особенно, политическое подавлялось.
Декларация ООН до правам человека, принятая в 1948 году, руководством СССР неформально воспринималась как документ, выражающий буржуазные ценности.
В 50-е годы, впоследств смерти И.Сталина и разоблачения культа его личности, осуждения чудовищных массовых репрессий в Союз Советских Социалистических Республик «задышалось» свободней.
СССР демонстрировал успехи: в 1948 году некто овладел атомным оружием. В 50-е годы в Советском Союзе были созданы первая в мире атомная энергопоезд, первый в мире атомный ледокол («Ленин»).
А в США в сие время свирепствовал маккартизм или «охота на ведьм» (воинственный антикоммунизм и антисоветизм).
Несмотря на освоение целинных земель продовольственную проблему в Гулаг решить не удавалось. В 1956 году советские войска подавили телевыступление оппозиции в Венгрии, серьезно ухудшались отношения с Китаем. Международный московский молодежный показ 1957 года скрасил подпорченный имидж страны. В СССР приезжали зарубежные месячные — «друзья СССР» (известные артисты, актеры). В конце 1958 возраст Советский Союз вывел на орбиту первые искусственные спутники Поместья — в истории человечества началась космическая эра. Это означало, ровно СССР обладает средствами доставки ядерных боеприпасов и способен навалить удар по территории США.
Рубежным событием в истории страны, на равных условиях с другими событиями тех лет, стал 22 съезд КПСС, кой состоялся в октябре 1961 года. Съезд проходил в непростое срок. Международный фон тревожил: 1 мая 1960 года стэйтовский летчик Ф.Пауэрс на самолете У-2 незаконно вторгся в воздушное затин Советского Союза в разведывательных целях. Был сбит средствами Оборона СССР. Остался жив и находился под следствием в КГБ. По осени завершилось возведение бетонной стены, отделившей восточную часть Берлина с западной части. Внутренняя жизнь страны также складывалась неконкретно: 1 января 1961 года в Советском Союзе осуществили денежную реформу (деноминация рубля — 10 руб. стали 1 рублем), которая привела к снижению уровня жизни населения. В Подмосковия произошли события международного значения: 30 октября 1961 лета Советский Союз успешно испытал водородную бомбу (о предстоящих испытаниях Н.Хрущев объявил получи и распишись 22 съезде КПСС). 12 апреля 1961 года в Страна советов состоялся первый в истории полет человека в космос. Землю облетел истребитель-космонавт СССР Ю.Гагарин.
22 съезд КПСС принял третью программу КПСС — программу построения коммунизма в Совок. Предстояло решить три задачи:
— построить материально-техническую базу коммунизма;
— перебежать к коммунистическому самоуправлению и бесклассовому обществу;
— воспитать нового, всесторонне развитого человека.
«Неадекватными» выглядят нонче тезис о «полной и окончательной победе социализма» в Страна советов и вывод об углублении «общего кризиса капитализма»: свежий назван «загнивающим»…
Как бы там ни было, КПСС, Советы в международной политике продолжали совершенствовать принцип мирного сосуществования государств с различным социальным строем. Умный иностранных дел СССР А.Громыко в своей книге «Памятное» писал:
«Мирное сосуществование государств с различным общественным строем приступ свое выражение еще в ленинском Декрете о мире… Взаимоотношения СССР и США, всех стран социализма и капитализма в семидесятых годах знали эра разрядки и взаимовыгодного сотрудничества. А принцип мирного сосуществования в те годы стал весь век более учитываться де-факто. В этот период было найдено урегулирование ряда проблем. В отношениях между странами, принадлежащими к различным социально-экономическим системам, получили интересы политические контакты. Между странами были заключены известные договоры и соглашения. Отношение о мирном сосуществовании из документа об основах взаимоотношений в ряду СССР и США 1972 года… по существу было воспроизведено и в Заключительном акте Совещания точно по безопасности и сотрудничеству в Европе. В Женеве в ноябре 1985 года Союз и США объявили, что ядерная война никогда не должна фигурировать развязана, в ней не может быть победителей.»(12)
В конце 1950-х годов А.Сахаров выступает встречный испытаний ядерного оружия. Будучи одним из разработчиков термоядерной авиационной бомбы, некто принимал самое непосредственное участие в ее испытании. Несомненно, увиденное им потрясло его. Некто прекрасно понимал, какую опасность для человечества таит ядерное и термоядерное сайдак.
«В 1968 году написал брошюру «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе», которая была опубликована нет слов многих странах. Тогда же начал публиковаться в New York Times (сахаровские материалы перепечатывались и другими изданиями), призывая к установлению партнёрских отношений с США, обличая «сталинский террор», интервенция СССР в Чехословакию, политические репрессии в отношении инакомыслящих, лояльную к советскому режиму научную интеллигенцию и т. д.»(Википедия)
В 1970 году А.Сахаров стал одним с трёх членов-основателей «Московского Комитета прав человека» (в один голос с Андреем Твердохлебовым и Валерием Чалидзе).
«В 1970-х — 1980-х годах в советской печати проводились кампании сзади А. Д. Сахарова (1973, 1975, 1980, 1983). 29 августа 1973 года в газете «Правда» было опубликовано весточка членов Академии наук СССР с осуждением деятельности А. Д. Сахарова («Письмо 40 академиков»). 31 Устя 1973 года в газете «Правда» опубликовано «Письмо писателей» с осуждением Сахарова и Солженицына.»(Википедия)
А.Сахаров нескрываемо высказывался за отмену смертной казни в СССР. В 1975 году ему была присуждена Нобелевская надбавка мира.
В 1979 году он публично протестовал против ввода советских войск в Афган.
В 1980 году А.Сахаров был выслан в г.Горький, лишён звания трикраты Героя Социалистического Труда и званий лауреата Сталинской и Ленинской премий.
В «перестроечные» годы выступал с публицист съездов народных депутатов. 14 декабря 1989 года А.Сахаров умер — далеко не выдержало сердце.
В октябре 2017 года в Москве на проспекте А.Сахарова планируется ввести общенациональный памятник жертвам сталинских репрессий.
К 40-летию статьи А.Сахарова «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» В.Фельдблюм написал статью, посвященную памяти выдающегося ученого и правозащитника-гуманиста. В ней некто подчеркнул: «Вопреки распространённому мнению, А.Д.Сахаров не был противником социализма. Этак, в вышеупомянутой статье он недвусмысленно сказал: «Доказана жизнеспособность социалистического пути, тот или иной принёс народу огромные материальные, культурные и социальные достижения, во вкусе никакой другой строй возвеличил нравственное значение труда». А вона ещё высказывания из той же статьи: «Безо социализма буржуазный практицизм и эгоистический принцип частной собственности рождал «людей бездны»… Как конкуренция с социализмом, давление рабочего класса сделали возможным общественный прогресс ХХ века и, тем более, дальнейший, теперь сейчас неизбежный процесс сближения двух систем». Этот исторически неминуемый процесс сближения советского социализма и западного капитализма А.Д.Сахаров назвал «социалистической конвергенцией». Ноне некоторые сознательно или непреднамеренно опускают первое из сих двух слов. Между тем, А.Д.Сахаров подчёркивал большое спица в колеснице социалистических нравственных принципов в конвергентном процессе. По его мнению, расходимость — это исторический процесс взаимного обучения, взаимных уступок, взаимного движения к общественному устройству, лишённому недостатков каждой системы и наделённому их достоинствами. С точки зрения современной общеэкономической теории, сие — процесс всемирной социалистической эволюции, вместо той обалденный революции, которая, согласно Марксу и Энгельсу, должна была бы превратиться в лед могильщиком капитализма. В своих трудах А.Д.Сахаров убедительно доказал, что же в нашу эпоху мировая революция оказалась бы равносильной гибели человечества в пожаре всеобщей ядерной войны.»(13)
Некоторая расходимость произошла после «русской» революции в октябре 1917 годы и образования СССР, и имя ее «продукта», сверху мой взгляд, современное неолиберальное западное общество. С другой стороны, ты да я видим совсем уж неожиданный симбиоз, достигнутый в современном Китае.
Итоги и виды
Отцы-основатели марксизма, большевики все многообразие решетка пытались втиснуть в «прокрустово ложе» единой теории мирового революционного движения и единой тактики политической борьбы.
Если нет новое общество нужно воплощать немедленно, «здесь и не откладывая», то, очевидно, что без диктатуры не влететь) в копеечку — господствовавшие классы всегда сопротивляются всеми возможными и невозможными средствами, в т.ч., военными.
Неритмичность развития даже среди капиталистических стран, усталость от глобальный войны определили отсутствие условий, необходимых для победы превосходный революции.
В России НЭП оживил экономическую деятельность, обеспечил возрастание благосостояния в городах. Но одновременно произошло возрождение частнособственнических отношений. Появилась реальная быть (под дамокловым мечом реставрации капитализма в Советской стране.
Закономерные явления — дискуссии, споры вдоль вопросам выбора пути революционных преобразований, превратились в ожесточенную борьбу промеж (себя) группами, демонстрировавшими разные подходы к развитию.
Немалую роль сыграли личные взаимоотношения политических противников, черты характера И.Сталина. Но, прежде прощай — желание И.Сталина утвердить свою единоличную, авторитарную главенство.
Судьба страны, жизнь миллионов людей зависели от того, какая стан одержит верх, и кто именно придет к власти.
Ответом И.Сталина и его сторонников нате все проблемы становились жестокие репрессии: расстрелы, заключение в лагеря получи 10-20 лет и др.
Война амбиций большевистских «вождей» отвлекала землячество от поиска и выработки целостной, эффективной, системной политики, способной отвести страну из кризиса.
Развитие событий в СССР в 20-30-е годы показало полную нежелание И.Сталина и многих других большевистских руководителей решать возникающие проблемы демократическими методами: с помощью диалога, компромиссов и т.д. Сказалось
отсутствие необходимой культуры — общей и политической.
В начале 1918 годы демократический компромисс был маловероятен, реально страна могла развиваться только по буржуазно-демократическому пути. Социалистические преобразования позволено было осуществить лишь ценой «большой крови», чего и произошло.
Во второй половине 20-х годов у России появилась случай развиваться более гармонично, без огромных жертв и затрат. А эта возможность не была использована.
К концу 30-х годов не запрещается было подвести некоторые итоги «социалистического строительства»:
К достижениям могут бытийствовать отнесены:
— индустриализация страны;
— создание систем образования, здравоохранения;
— строительство многонационального государства СССР, создание фундамента развития многонационального общества, многонациональной культуры;
— формирование «нового» человека (происходило в течение 3-х поколений).
У коренной массы советских людей появилась такая черта, как нестяжательство. А, думаю, главное, что отличало большинство советских людей — обостренное осязание нравственных коллизий жизни.
В «провалы» запишем:
— сельское оборудование, колхозный строй;
— демократию, политические свободы;
— судебную и правовую системы.
Был выбран и осуществлялся порочный путь — создание атеистического общества.
Россия, СССР потеряли в 20 веке большое число своих граждан убитыми, умершими от ран, болезней, голода. Большое мера граждан покинуло свою Родину, спасая себя и свои семьи через угрозы гибели, от преследований и дискриминации[4]. Выходцы изо России, СССР живут сегодня на всех континентах. Хотя (бы) в Антарктиде недавно был сооружен православный храм юрисдикции РПЦ. Сплошной характер «русской» (российской) эмиграции очевиден. К понятию «Расейский мир» можно относиться по разному, но, тем безлюдный (=малолюдный) менее, «Русский мир» — данность, отрицать которую невозможно.
В 20-30-е годы практически всех «буржуев» уничтожили, маловыгодный только экономически, но и физически. Врагов Советской власти, мнимых и действительных, пересажали и фрагментарно расстреляли. А уже во времена Брежнева непомерно расплодились, что грибы после дождя, «подпольные миллионеры», точное пятнадцать которых не знал даже всесильный руководитель КГБ. «Человеческую природу безлюдный (=малолюдный) изменить», — думали одни, и вполголоса говорили другие.
Данное) время по умолчанию считается, что капитализм — единственно честной путь развития.
Как отметила «бабушка» правозащитного движения в Советы и в новой России, руководитель московской Хельсинской группы (с 1996 г.) Л.Алексеева, с небольшой группы людей движение правозащитников превратилось в серьезную гражданскую силу. В соответствии с ее словам, правозащитное движение в России заменяет оппозиционную партию, отсутствующую поскольку слабости оппозиции.
Столбовой дорогой развития мировой цивилизации становится глобализация.
Важнейшим условием развития всемирный цивилизации в ближайшей перспективе является свободное движение товаров, денег, людей. Оно может толкать(ся) обеспечено капитализмом, но не социализмом.
Тем временем, в нашей жизни, недалеко с нами создаются условия для небывало мощного развития социальных отношений: сообщение становится живоносной кровью в организме современной цивилизации, на ее основе складываются новые познания. Производство знаний обретет и уже постепенно обретает общечеловеческий качества). Присвоение произведенных знаний станет (и уже становится) общечеловеческим.
Когда-нибудь состоится безбарьерный планетарный рынок — система свободных коммуникаций и свободного перемещения товаров, денег (торопись всего, электронных), людей и что очень важно — информации, тут капитализм достигнет пика своего развития… Вот в ту пору-то и встанет вопрос о возвращении к теории и практике коммунизма (в определенном смысле). Хотя это будет, в некотором роде, уже другой мир…
Потерявшие резкость и ошибочные идеи марксистско-ленинского варианта коммунизма, сталинизм, международный глобализм, фашизм (во всех его вариантах), религиозный экстремизм (мусульманский фундаментализм и пр.), международный терроризм, войны, конфликты, снаряжение массового поражения и, в первую очередь, ядерное оружие, решение споров, проблем с через силы в начале 21 столетия для цивилизации морально находятся «без закона».
Во втором десятилетии 21 века политическая и информационная переделка в мире изменилась: аналитику, прогнозирование, даже научную фантастику вытеснили информационные «пиар»-задел, «фэйковые» политические сценарии на ближайшее грядущее и т.д. Оксфордский словарь признал «словом года» ответ «постправда» (post-truth).
Объективной истины на гумне — ни снопа, есть интерпретации фактов и событий, — заявил с экрана телевизора в своей лекции «СМИ и брехня» один известный со времен «перестройки» рассейский журналист. Я воспринял это утверждение как квинтэссенцию философии, которую исповедают современные СМИ.
СМИ образовали новую осязаемость: параллельную реальность, псевдореальность или «СМИ-реальность».
В 2016 году получи экономическом форуме в Давосе (Швейцария) говорилось о предстоящей 4-й индустриальной (промышленной) революции[5].
Примечания:
[1]. Большевики, а впоследствии левые эсеры покинули зал заседаний ночью в знак протеста. Оставшиеся депутаты продолжили работу и приняли следующие документы: основание о земле, провозглашавший землю общенародной собственностью; обращение к воюющим державам с призывом похреначить мирные переговоры; постановление о провозглашении Российской демократической федеративной республики. — Соответственно Википедия: ЗАКОНЫ И ПОСТАНОВЛЕНИЯ, ИЗДАННЫЕ ОТ ИМЕНИ УЧРЕДИТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ — С. 6.
[2]. Голландская, английская, американская революции привели к релятивно небольшому числу жертв. Французская революция в этом отношении отличилась до смерти заметно. Период революции с сентября 1793 года по июль 1794 годы называют эпохой террора или просто — Террор. Ровно по приблизительным данным количество убитых (в основном — жирондистов) составляет с 16 до 49 тыс. (Википедия). Французский историк П.Генифе писал: «Общий продукт Террора насчитывает, следовательно, минимум 200 и максимум 300 тысяч смертей, alias примерно 1% населения на 1790 г. (28 млн. жителей)». Общей сложности же, по его подсчётам, за годы революции и наполеоновских войн Законодательница мод потеряла 2 миллиона человек.(См.: https://thequestion.ru/questions/6783/izvestno-li-chislo-zhertv-velikoi-francuzskoi-revolyucii) Умерщвление «ядовитых насекомых» значило для якобинцев (самого радикального движения французской революции) «чинить добро». Гильотина, изобретенная якобинцами, стала символом революционного насилия.
[3]. Самой кровавой войной в истории США была гражданская партизанщина 1861-1865 годов. Ее жертвами стали почти 1,1 миллиона массы, из которых более 620 тысяч человек погибло (к примеру 2% населения). Есть оценки в полтора миллиона жертв и вблизи 750 тысяч погибших. На этой войне было побольше 10 тысяч сражений, битв, боев и стычек. Война принесла огромные разрушения, особенно в штатах Юга (Конфедерации), которые внушительно разорили, а затем много лет оккупировали северяне.- См.: http://www.warconflict.ru/rus/catalog/
?action=shwprd&id=1412
[4]. Полян П. Переселение: кто и когда в XX веке покидал Россию:.. Количественный верх еврейской эмиграции из России в США пришелся на 1900-е годы — 704,2 тысячи двуногий12. С конца XIX века усилилась еврейская эмиграция в Канаду — 70 тысяч засранец за 1898-1920 годы, что составило около 50% иммиграции с России и 80% еврейской иммиграции в Канаду. Примерно столько но евреев эмигрировало до 1914 года в Палестину… Первая магнон (1918-1922) — от 1, 5 до 3 млн. человек… Вторая волосяной покров (1941-1944) — не более чем в 0,5-0,7 млн. человек (“невозвращенцев”)… Третья катасейма (1948 – 1989/1990) — приблизительно полмиллиона человек… Четвертая катасейма (1990 — по настоящее время) — это, по сути, первая больше или менее цивилизованная эмиграция в российской истории… Ее количественные оценки нужно перерождать ежегодно, поскольку волна эта хотя уже и не в самом разгаре, только далеко еще не закончилась. — См.: http://www.demoscope.ru/weekly/2006/0251analit01.php
[5]. Четвёртая промышленная восстание (англ. The Fourth Industrial Revolution) — прогнозируемое событие, массовое автоинтрузия киберфизических систем в производство (индустрия 4.0), обслуживание человеческих потребностей, начиная быт, труд и досуг. Изменения охватят самые разные стороны жизни: барахолка труда, жизненную среду, политические системы, технологический уклад, человеческую равенство и другие. Вызываемая к жизни экономической целесообразностью и привлекательностью повышения качества жизни, четвёртая промышленная бунт несёт в себе риски повышения нестабильности и возможного коллапса международный системы, в связи с чем её наступление воспринимается как повестка, на который человечеству предстоит ответить. — Википедия.
Сноски:
(1). К.Баронск и Ф.Энгельс. Манифест коммунистической партии. Соч., т. 4, с. 447.
(2). К.Маркс. Классовая состязание во Франции с 1848 по 1850 г. Соч., т. 7, с. 91.
(3). Прогр. РСДРП — http://www.agitclub.ru/center/comm/zin/
1903project4.htm
(4). Объединение Википедия: Федюкин С. А. Великий Октябрь и интеллигенция. М., 1972. С. 96. Ильин-Женевский А. Большевики у руководящие круги. Л., 1929. С. 133. Смильг-Бенарио М. На советской службе. Картотека русской революции. Берлин, 1921. Т. 3. С. 150. Арансон Г. Держи заре красного террора, Берлин, 1929. С. 54.
(5). Потери России в первой вселенский и гражданской войнах — раздел История, История России …1917-1920 Данилов В., д. и. н…
(6). В соответствии с материалам Интернета.
(7). Там же.
(8). По Википедия: Перейти к:Царство безграничных возможностей против телеэкрана; К вопросу о масштабах репрессий в СССР // В.Земсков.
(9). См.: Соколов Б. Хомикус советикус и Россия на бойне. Людские потери в войнах XX века. — https://military.wikireading.ru/10203
(10). См.: http://www.akirama.com/2017/03/18/1646/
(11). Лукич В. И. Полное собрание сочинений. — 5-е изд. — М.: Издательство политической литературы, 1967. — Т. 41.
(12). Громыко А. Памятное — https://biography.wikireading.ru/54235
(13). Фельдблюм В. Социалистическая сходимость (памяти Андрея Дмитриевича Сахарова) — www.civitas.ru
Становление — путь Разума
«Разделяет не пропасть,
а перепад уровней.»
С.Лец.
Неудачный опыт международного «коммунистического строительства», по-старому всего, драматический опыт создания нового строя в СССР, чеканно показал, что К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин, другие коммунистические лидеры недооценили стоить основополагающего фактора — исторической готовности общества к столь значительным изменениям.
Об эту пору мы понимаем, что в 19-20 веках общество и сам подлежащее развития — человек находились (и находятся сегодня) на недостаточном уровне, в случае если хотите, цивилизационного развития. Переход к иным общественным принципам с сего уровня невозможен.
Очевидно, что развитие технологий оказывает авторитетность на социальную жизнь. Но ядром общества по прежнему является ансамбль социально-экономических отношений, «завязанных» на формах частной собственности сверху средства производства.
Противоречия современного общества должны быть разрешены и «сняты», да только не путем насильственной экспроприации.
Есть учение (и учение) коммунизма, а, вот, учения капитализма нет (тем более, не имеется единая теория капитализма).
Теоретические знания о капитализме идут «ото жизни»… Поэтому, говорят об идеологии, но без- о теории.
К началу 21 века капитализм стал всеобъемлющей всемирный системой. Классическое буржуазное общество — саморегулирующееся, автоматически настраивающееся при помощи частных отношений общество. Принципы либерализма: частная собственность, владычество закона, разделение властей, свободный рынок. Liberte! Egalite! Fraternite!: Непосредственность! Равенство! Братство! — провозглашалось в девизе Великой Французской революции.
Великая грамота вольностей (Англия, 1215 г.), Билль о правах (Англия, 1689 г.), Заявление независимости (США, 1776 г.), Конституция США (1787 г.), Заявление прав человека и гражданина (Франция, 1789 г.), Конституция Франции (1791 г.), Провозглашение прав человека (ООН, 1948 г.), Хельсинский акт (1975 г.) — правовые и политические документы, ставшие завоеванием цивилизации и являющиеся достоянием всего ((и) делов человечества, впрочем, как и сочинение Т.Мора «Утопия» (Альбион, 1516 г.), и, на мой взгляд, «Декрет о мире» (Святая, 1917 г.), и Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа (Его Императорского Величия), 1917), и принцип мирного сосуществования государств с различным социальным строем (Советский Союз, 1961 г.), и вся третья программа КПСС (1961 г., пусть будет так, да, не возмущайтесь, не смейтесь), и правовые, политические документы Древнего Востока, и записки выдающихся мыслителей разных культур и эпох.
Тенденции общемирового развития (т.е. 1. Тенденции, формирующиеся получи и распишись протяжении всей истории человечества. 2. Тенденции, теоретически вырастающие изо деятельности цивилизаций, культур, религий, народов, государств, классов, социальных и профессиональных групп, всех личностей, составляющих род человеческий):
— Виртуализация экономики.
— Становление Мирового Коллективного Разума (Н.Моисеев).
— Форсирование к пониманию ценностей экологии развития, в частности, концепции ограниченного иль рационального гуманизма (Н.Моисеев, А.Назаретян).
На мой взгляд, самая важная теоретическая направление заключается в том, что знания, а не средства производства, могут покрытьс не только общенародной, но и общечеловеческой формой собственности (В.Межуев).
Имея вследствие, что мышление является основным признаком сознания, Мировой Коллегиальный Разум Н.Моисеева можно понимать как организованное мышление человечества. Его составляющие: совершенно логики, выработанные человечеством: формальная, диалектическая, множественная, математическая; ненатуральный интеллект и его техническое обеспечение: ЭВМ (прежде всего, суперкомпьютеры); глобальные коммуникации: транспортные, трубопроводные силуэт, Интернет, мобильная связь, JPS, ГЛОНАСС, печатные СМИ, радио, телевизор, орбитальные спутниковые группировки, МКС.
Согласно марксистко-ленинской теории течение строительства коммунизма должен был пройти две фазы (банан этапа):
1-я фаза — социализм,
2-я фаза — собственно формация.
Социализм, в первую очередь, является способом, системой мер, нацеленными получи и распишись решение задач догоняющего развития. Другой причиной (и целью) может составлять выживание, самосохранение общества. В условиях угрозы независимости, суверенитету, существованию нации прямо желание отгородится от внешнего мира, откуда эти угрозы исходят (ряж на собственные силы). Страна оказывается в положении автаркии.
Коммунизм — наиболее подходящая форма общественного устройства для страны с многоукладной экономикой и пусть даже феодальными и родовыми отношениями. Он позволяет мобилизовать ресурсы, людские, экономические, военные, сличать их использование и управлять процессами жизнедеятельности государства довольно с большой отдачей. Социализм, таким образом, становится спасением для слаборазвитых стран.
Поспевший планетарный рынок предполагает единообразие в уровнях развития стран, регионов и отнюдь не предполагает деления мира, к примеру, на развитые и развивающиеся страны. Теряется дух ведения такого бизнеса, при котором производство выносится в слаборазвитые страны, идеже и зарплату рабочим можно платить меньше, и не выделять необходимые средства на экологическую безопасность…
При осуществлении свободного планетарного рынка:
- Коммунизм как средство решения задач догоняющего развития или наравне средство самосохранения оказывается не нужным.
- «Снимается» утверждение о возможности победы социализма в одной отдельно взятой стране (возможно ли группе стран).
- Отпадает необходимость в революциях (скачкообразных переходах сверху более высокий уровень развития, осуществляемых насильственным путем).
Эдак что, время социализма (понимаемого в качестве комплекса методов, направленных бери решение задач догоняющего развития или в качестве комплекса мер за выживанию) уходит…
Итак, коммунизм (социализм) в России, других странах, регионах пытались исполнить, осуществить раньше уготованных им развитием срока. В этом — главная данные для чего исторической неудачи. Поэтому же цели и лозунги социализма в теории, идеологии, революционной и политической борьбе разошлись с эмпирически «строительства социализма».
Это обстоятельство предельно усилило трагизм революционного перехода к новому обществу в России и озлобленность военных столкновений СССР с капиталистическими государствами.
С социализмом в недозревшем обществе у нас и в других странах получилось в таком случае, что, наверное, должно было получиться…
В.Ленин не был ни наивным «кремлевским мечтателем», ни примитивным кровавым тираном, какой-никакой только и делал, что «прогибал мир под себя». Симпатия верил, что потенциал нового строя позволит создать паче совершенное общество с более эффективными экономикой, наукой… А все трудности объективного характера оказались второстепенными по сравнению с инерцией человеческой натуры, которая способна «плюхнуть крест» на лучших начинаниях…
СССР просуществовал токмо 74 года, в то время, как капитализм и сегодня мало-: неграмотный исчерпал всех своих возможностей. Хотя, перспективы его ныне неважный (=маловажный) выглядят столь радужно как недавно… Неолиберальный господин купон в начале 21 века завяз в кризисе…
Нужно время, так чтоб отделить зерна от плевел.
Эволюция, а не революции понимается нынче единственно приемлемым и естественным путем развития цивилизации.