Как известно, любой конкурс — это лотерея, поэтому шансы есть всегда. Но в данном конкретном случае они, похоже, не особенно велики.
Среди претендентов на выдвижение «Собибор» конкурировал с двумя картинами — «Лето» Кирилла Серебренникова и «Довлатов» Алексея Германа-младшего. И тот, и другой фильмы в киномире гораздо более известны: «Лето» участвовало в конкурсе Каннского фестиваля, «Довлатов» — Берлинского и даже завоевал на нем один из призов. Эти фильмы показали потом на десятках других фестивалей, о них написаны за рубежом десятки рецензий. Всего этого «Собибор», увы, избежал — в крупных фестивалях он не участвовал, главные мировые киноиздания Variety и The Hollywood Reporter его не рецензировали.
«Собибор» — режиссерский дебют Константина Хабенского, одной из главных актерских звезд России. Но его имя на Западе не является брендом, тем более режиссерским. Имена Серебренникова и Германа более известны, более того, «Лету» на «Оскарах» могло «помочь» нынешнее положение его режиссера — о его пребывании под домашним арестом пишут в зарубежной прессе.
«Собибор» рассказывает реальную историю лeйтeнанта Совeтской армии Алeксандра Пeчeрского, организовавшего побег из страшного лагеря. Нельзя сказать, что военная тема вообще и тематика Холокоста в частности сейчас так уж интересуют киноакадемиков — «Рай» Андрея Кончаловского тоже был посвящен именно ей, действие его тоже происходило в концлагере, но фильм не прошел в номинацию, хотя за ним стоял приз Венецианского фестиваля и богатый личный миф Кончаловского, которого очень хорошо знают в Америке.
На стороне «Собибора», впрочем, — наличие «еврейской темы», к которой традиционно чувствительны академики. Герой Хабенского, несмотря на все страшные обстоятельства, не убивший в себе гордость, становится в фильме почти библейским Моисеем, который учит евреев не бояться и в результате выводит их из лагеря. Из «плюсов» также и то, что в основе картины лежит реальная история, о которой немногие знают, — большой процент номинированных на «Оскара» фильмов рассказывают реальные истории о реальных людях. Впрочем, и «Лето», и «Довлатов» тоже основаны именно на них.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Звали его Сашко, родом он из Ростова
«Звали его Сашко, родом он из Ростова. Фамилии его никто из нас не знает», — так отвечали бывшие узники журналистам из разных стран. Побег из «Собибора», польского концентрационного лагеря, замаскированного под мармеладную фабрику — стал одной из самых ярких и трагических глав в истории Второй Мировой войны. Тогда-то мир впервые узнал о Сашко, советском красноармейце, сумевшем объединить и вывести из лагеря смерти сотни людей, говоривших на разных языках (подробности)
МЕЖДУ ТЕМ
Страшная память «Собибора»: Фильм Константина Хабенского должен стать новой прививкой от нацизма фальсификаторам истории
Единственное успешное восстание узников нацистского лагеря смерти случилось в 1943-м году в Польше. Возглавил его советский офицер Александр Печерский. Про подвиг тех, кому гитлеровцы заготовили страшную смерть, актер и режиссер Константин Хабенский снял фильм «Собибор». Назвал его в память о концлагере, в котором нацисты уничтожили 170 тысяч человек. (подробнее)
Фильм Собибор — официальный тизер-трейлер 2017.Фильма Константина Хабенского посвящен единственному успешному массовому восстанию в одноименном нацистском лагере смерти