Ирина Купченко: «Если б не стала актрисой, была бы женой священника и пела на клиросе»

   Без рубрики

Роли дали ей титул. Она — тургеневская девушка. Она — странная женщина нашего стереокино.

Была шутливая поэма, как Евгений Онегин попал в наше сезон. Онегину пришлось крайне непросто, даже поездка на трамвае обернулась проблемой. Героя обхамили и наставили синяков. В итоге Юджин посылает всех лесом и улепетывает в свой девятнадцатый век. Разве хочешь увидеть, какой была бы Татьяна в наше минувшее — посмотри на Купченко. Душевное благородство, жертвенность, высокие идеалы. А при этом — человек со стальным стержнем внутри. Налицо денег не состоит, она не убежит, как Онегин нашего времени. В крайнем случае, возьмётся из-за пистолет. Но об этом позже.

Писать о ней куда непросто. С десяток известных критиков, с удовольствием поздравивших Купченко, вероятно не сумели ответить на вопрос «какая она». Чудесная, благородная, вдругорядь же — странная. Кто-то даже сказал: икона благородства. Кто такой-то сказал: «Мэрил Стрип нашего кино».

Потому как так повелось. Пишешь об актерах — и вспоминаешь их крылатые трепология. А в случае с Купченко все рассеяно в воздухе. «Крылатый» диалог Водан. Из фильма «Обыкновенное чудо»:

— А еще пожалуюсь мужу и дьявол превратит вас в крысу

— А кто у нас муж?

— Волшебник.

— Оповещать надо.

Ирина Купченко в фильме "Обыкновенное чудо".

Ирина Купченко в фильме «Обыкновенное чудо».

Кстати, спутник жизни у Ирины Купченко — Василий Лановой, но это не самое опора. Чуть ли не единственный случай в актерских семьях, от случая к случаю два равнозначных по актерскому таланту человека выстраивают близкие судьбы параллльно, не завися друг от друга и далеко не уходя в тень.

С Василием Лановым в фильме "Странная женщина", 1977 год. Фото: GLOBAL LOOK PRESS

С Василием Лановым в фильме «Странная женщина», 1977 бадняк.Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Важно и неоспоримо, что каста непубличная женщина, ведущая неактерский образ жизни, женщина с мировоззрением с эпохи романтизма — одна из великих, без натяжки, наших актрис.

Мордюкова стала олицетворением народного в виде. Гурченко — карнавального. Купченко — вписалась в галерею портретных образов хрупких, однако внутренне стойких русских женщин, став образом ушедшей эпохи, — говорит кинокритик Лёка Павлючик.

Она не даёт интервью. Не общается с журналистами. И хотя (бы) с мужем имеет договоренность ничего не говорить друг о друге. Сие не снобство. Это забытое сегодня умение блюсти себя.

И то сказать, однажды поговорить с ней удалось. Это было два возраст назад, после премьеры фильма «Училка».

В 2016 году актриса получила награду "Ника" за роль в картине "Училка". Фото: Михаил ФРОЛОВ

В 2016 году лицедейка получила награду «Ника» за роль в картине «Училка».Фотоснимок: Михаил ФРОЛОВ

Практически не изменилась. Любопытное лицо с вздёрнутой верхней губой, шнифты, смотрящие на собеседника внимательно, но как бы издалека, неважный (=маловажный) прекращая думать о своём.

Ответы на несколько вопросов показались нежели-то необыкновенно важным. Было ощущение света, гармонии и покоя. Думалось, получится идеал интервью. Но… Сочетание пауз и дыхания оказалось значительнее и наполненнее слов. На бумаге все рассеялось, стало обыденным.

— Вам верите в чудо?

— Я верю в Бога, — ответила она.

Диковинка в жизни случилось много лет назад, когда по случайности ли, по части промыслу ли божьему, ее, ещё студентку, заприметил Кончаловский. Орина с подругами ходила по коридорам Мосфильма. Вообще-то, симпатия подрабатывала в массовке, но среди студентов святым делом будто заглядывать в двери киностудии. А вдруг откроешь дверь — а там постановщик. Скажет, ну-ка, ну-ка, вы-то ми и нужны.

Ирина открыла дверь.

«Девочка из вахтанговки, огромные невыразительно-голубые глаза-блюдца, нос уточкой», -так описал ее Кончаловский в книге «Низкие истины». Андрон снимал «Дворянское гнездо». Для роль Лизы Калитиной косяками шли волоокие красавицы, поперед. Ant. после которыми Ирина Купченко не выдерживала конкуренции. Но Андрон точно-то разглядел в ней. Как говорила одна героиня одного классического произведения: основа основ в женщине не красота, главное — дыхание.

«В ней, в ее глазах проглатывать невозмутимость русского северного пейзажа, человеческое спокойствие, философский отношение ко всему на свете», — писал Андрон.

Сейчас в первой своей картине дебютантка не потерялась на фоне звёзд. Край о бок с ней играли польская Актриса Беата Тышкевич и Ника Михалков… Впрочем, партнерами Купченко всегда становились великие: Смоктуновский, Ульянов, Далина… Про Купченко и Янковского ходили легенды: шутка ли, в четырёх фильмах они сыграли мужа и жену.

Олег Янковский и Ирина Купченко в фильме "Поворот", 1978 год. Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Оля Янковский и Ирина Купченко в фильме «Поворот», 1978 год.Фотоснимок: GLOBAL LOOK PRESS

— Не страшно было играть с великими?

— А ась? мне бояться, — беспечно сказала она, махнув рукой. — Я думала, нехай они боятся. Если я плохо сыграю — им же, великим, плохо хорошенького понемножку.

И засмеялась. Низким голосом, беспечно и легко. Как будто и безлюдный (=малолюдный) было всего страшного, что потом произошло в жизни.

Кажется говорила одна из ее героинь:

«Если делать физиономия, что у тебя все отлично — то люди начинают в сие верить. А если люди верят — то начинаешь верить ты».

Ирина Купченко в экранизации пьесы "Дядя Ваня", 1970 год. Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Рена Купченко в экранизации пьесы «Дядя Ваня», 1970 год.Снимок: GLOBAL LOOK PRESS

Кончаловский шутит: то, что думает для самом деле Купченко- никогда не поймешь. Все ультра- глубоко. Конечно, он влюбился. И даже описал их Ромася. Целомудренно и красиво, но Лановой обиделся и сказал, что после такое становятся нерукопожатыми.

Что сказала Купченко по этому поводу — пишущий эти строки не знаем. Про Кончаловского она говорит с благодарностью наравне режиссере. Она стала его актрисой. За ролью Лизы Калитиной последовали отдельные люди роли. Сонечки в «Дяде Ване», поварихи Люды в «Романсе о влюблённых».

— Серёжа, я тебя бесцельно ждала, — говорит ее Людочка своему мужу, разочаровавшемуся в жизни, потерявшему первую (горячая. Ее героине неважно, что первой любовью была ни вот столько не она. Ее не мучают ревность и истерики. Своей тихой мудростью и уверенностью, отчего -жить, это еще большее мужество, чем умереть, — возлюбленная возвращает герою счастье, а картине — цвет. Любимый приём Андрона -сочетать черно-белую и цветную пленку, в этом фильме оказался завязан получи и распишись Купченко.

— Я благодарна тем женщинам, которых играла, — сказала возлюбленная. — Каждая из них — стала частью меня.

Лиза Калитина, ушедшая в общежитие, жена декабриста, ушедшая в ссылку, жена чудовища, спрятавшаяся ото него в чулане. В этом смысле интересна роль в фильме Михалкова «Без свидетелей», идеже Купченко сыграла вместе с Михаилом Ульяновым. Бывший муж, узнав о предстоящем замужестве бывшей жены, шантажирует ее, грозя объявить ее сыну, что тот не родной. Женщина выбирает разлюли-малина сына. И, глядя, как шантажист превращается в чудовище (от сцены к сцене Ульянову наращивали клыки), уходит в закут, переждать бурю.

Такой чулан, очевидно, Купченко всегда носит с лицом.

Когда подруги спрашивают, как удаётся ей гасить семейные конфликты (что по полагать, что Лановой — не легкий человек) — та отвечает: иду шиковать с собакой. Или — сажусь за руль и еду в домик в Мценском уезде. Триста километров. В случае если бы я была мужчиной — стала бы дальнобойщиком.

— А если бы неважный (=маловажный) стали актрисой?

— Была бы женой священника и пела возьми клиросе.

Актриса Екатерина Васильева, с которой Купченко сыграла мамаша и дочь в фильме «Приходи на меня посмотреть», — в один из дней обмолвилась. Ирочка, было бы хорошо, если бы твоя милость ушла в монастырь, как Лиза Калитина. То, что судьба тебе — не твоё, оно от бога, ты знаешь.

Возлюбленная знает. Потому и называет лучшей своей работой — съемку в православном фильме.

А кинокритики с монастырем в ультимативной форме несогласны. Вышедший на экраны фильм «Училка» представил зрителю новую Купченко, взявшуюся забирать этому веку суставы. В своё время в фильме «Чужие письма» ее кассиопея не смогла объяснить ученице, почему нельзя читать чужие корреспонденция. «Училка» берётся за эту миссию. Она не уходит ни в убежище, ни в чулан, ни в ссылку. Под дулом пистолета заставляет учеников постигнуть урок истории.

На вопрос, оправдывает ли она свою героиню, возлюбленная ответила так:

«Понимаете, жить трудно. Современный человек остался Вотан на один с жизнью. Ему тяжело и нужно что-в таком случае чтобы внушал желание жить, бороться, преодолеть трудности».

Аюшки? может стать таким желанием?

— Фильмы с участием Ирины Купченко. Вдобавок, в том, первоначальном тургеневском образе, — отвечают кинокритики.

— В творчестве Купченко позволительно проследить два периода, — говорит Кирилл Разлогов. — Ключевой — это экранизация классических произведений, где она воплощала предел мечтаний романтической мечты о том, что все будет хорошо. Другой период начался в девяностые, когда наступило время, в котором возлюбленная не хотела бы жить. Начала ломаться ее картиночка мира. Хотелось бы увидеть третий период, когда враждебное ей минувшее повернётся лицом. И в нем она вновь обретёт гармонию.

Во всем нам этого хотелось бы.

Сегодня много говорят о патриотизме. Нет слов время нашего разговора она, не называя этого словоблудие, сказала: «большое вырастает из малого. Полюбить свою страну, своеобычный народ, можно тогда, когда научишься любить, понять и помиловать одного человека».

Это — главное.

Лучшие роли Ирины Купченко.