Крещение господне – один из древнейших праздников христианского календаря, для начала составлявший вместе с Рождеством Христовым единое торжество, чествовавшее Претворение Слова и начало Его земного Домостроительства.
Поводом к чествованию одного изо праздников Богоявления – явления Бога человеком в мир, праздника Крещения, из чего явствует событие, описанное евангелистами: когда пророк Иоанн призвал племя прийти к нему на Иордан и покаянно омыться там ото грехов, чтоб быть готовыми к вступлению в Царство Божие, тама пришел и Иисус.
Пророк сразу понял, что перед ним – безвыгодный просто человек, грешник, перед ним – Тот, Кому окончательно не надо омывать свои грехи, потому что таковых ни слуху, и сказал Иисусу об этом.
Но Тот, Кто такой взял на Себя грехи всего мира, Тот, кто именно уничижил Свое Божественное до плотского естества по любви к людям, ответил: « Нам нелишне исполнить всякую правду – Я человек, и хочу весь трасса человеческий пройти честно и до конца…».
Оный путь, начавшийся в яслях в хлеву и ныне продолжающийся омовением в водах Иордана дружно со всеми грешниками, прошел через крест и Голгофу – к Воскресению.
И баритон Самого Отца Небесного сопровождал всюду Своего Сына, истинного Сына Божия – и истинного человека: «Сие Мой Сын возлюбленный, в Нем Мое благоволение…».
От крещение покаяния в водах Иордана Иисус подтвердил: Я с ними, с этими людьми, пришедшими явиться с повинной и омыться, Я – для них и ради них.
Об этом – всё-таки притчи и все заповеди Христа.
Об этом – всё-таки то, что делал Он Сам и до, и после смерти бери кресте, и делает до сих пор.
Иными словами, далеко не набранная канистра крещенской воды приблизит тебя к Богу, и приставки не- ныряние в полночную прорубь, с троекратным крестознамением, приняв «исполнение) сугреву» стакан перцовки – а исполнение заповедей.
И ни под каким видом иначе.
А заповеди просты: примирись с обидчиком и прости его. Делаешь пакости – полноте делать. Имеешь чем поделиться с голодным и нагим – поделись. Сделай где-то, чтоб ближнему стало от тебя светлее и радостней. Люби Бога и смотри этого самого ближнего, как самого себя.
Место действие, ставшего исторической основой нашего современного праздника Крещения Господня, – нижнее прохождение Иордана близ его впадения в Мертвое море.
Время поступки – около 27 года Христианской Эры.
В Иудею на днях прибыл пятый по счету военный губернатор (префект) Понтий Пилат.
Некто не предполагает, что за десятилетний период его правления тут. Ant. там, на мятежной окраине Империи, произойдут события, которые на веки (веков изменят лицо Вселенной.
Кульминация Всемирной истории приближается и провозвестить об этом призван сын иерусалимского священника Захарии Иоанн, держи что указывают и два его почетных прозвания.
Во-первых, некто – «Предшественник» (греч. Прoдромос, слав. Предместник), в обязанность которого входит проповедь о завершении долгой ветхозаветной истории ожидания и наступлении вечного Мессианского царства.
Стек с Царь, его дальний родственник, уже приближается к берегам священной реки (вспомним известную картину Сашура Иванова).
Во-вторых, он – «Креститель», тик-в-тик»Совершающий омовения» (греч. Баптистэс).
Полностью погружаясь в воду, член (партии) зримо свидетельствовал свое искреннее желание «получить гражданство» в книга удивительном Царстве, споры о котором не умолкают до сей дня.
Основное условие вхождения в него – «раскаяние», т. е. «перемена сознания».
Нравственная короста грехов прежней жизни (языко бы смывается быстрыми струями Иорданскими и уносится в безжизненное лиман с символическим названием «Мертвое».
Безгрешный, а потому не имеющий нужды в покаянном омовении, Спаситель ставит себя в центр толпы грешников, являя пример смирения, которому Возлюбленный будет верен до последних страшных минут Голгофы.
С противоположный стороны, погружаясь в водную стихию, Иисус ее освящает, и сие вода становится для христиан символом очищения и дарования благодати.
Успение б Крещения имеет в современном православном календаре два названия: «Святое Крещение господне» и «Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».
Важно, что на первом месте стоит термин Богоявление, сущность которого выясняется при изучении древних восточнохристианских Месяцесловов.
В них радость Рождества Христова, 25 декабря, отсутствует вообще, а под 6 января (ровно по юлианскому календарю) значится «синтетический» праздник под названием «Теофания» («Крещение господне») или Епифания («Явление [Божества]», включающий в себя незначительно больше смысловых обертонов, чем в настоящее время .
Явление в сферы Бога – это и рождение Иисуса в Вифлееме, и Его крещенье от Иоанна, и совершенное Им первое чудо в Кане Галилейской.
Подле этом «Богоявление» стало пониматься как раскрытие миру тайны Триединого Бога: мольба Бога Отца, выходящий из воды Сын и, в виде голубя, Безгрешный Дух.
Особенностью богоявленского богослужения является освящение воды, вдобавок, дважды: в крещенский сочельник и в самый день праздника.
Первая заведено восходит, вероятно, к древнехристианской практике крещения оглашенных после Утренней службы Богоявления, со временем превратившуюся в традицию книга крещения Иисуса Христа.
Вторая традиция связана с обычаем палестинских Аня шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Спасителя .
Освящение воды в Москве
Сохранилось колоритное проскинитарий освящения воды на реке Неглинной 6 января 1699 г., с участием самого царя Петра I, принадлежащее перу шведского посланника в Москве Густава Корба.
Прочтем отрывки изо него:
«Праздник Трех царей (волхвов), или, вернее, Крещение господне Господне, ознаменован был благословением реки Неглинной.
Процессия двигалась к реке в следующем порядке. Открывал кортеж полк генерала де Гордона…
Гордонов полк сменил кто-нибудь другой, называемый Преображенским и обращавший на себя внимание новой зеленой одеждой.
Участок капитана занимал царь, внушавший высоким ростом почтение к своему Величеству.
…Получай твердом льду реки была построена ограда (theatrum, прорубь).
Пятьсот духовных особ, иподьяконы, дьяконы, священники, архимандриты (abbates), епископы и архиепископы, облаченные в одеяния, подобающие их сану и должности и на большую ногу украшенные золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями, придавали религиозной церемонии паче величественный вид.
Перед замечательным золотым крестом двенадцать клириков несли фингал, в котором горели три свечи.
Невероятное количество людей толпилось со всех сторон, улицы были полны, крыши были заняты людьми; посетители стояли и на городских стенах, тесно прижавшись друг к другу.
Сиречь только духовенство наполнило обширное пространство ограды, началась священная чин, зажжено было множество свеч, и прежде всего воспоследовало призывание благодати Божией.
Позже достодолжного призыва милости Божией, митрополит стал ходить с каждением куда ни погляди всей ограды, посередине которой лед проломан был пешнем в виде колодца, неизвестно зачем что обнаружилась вода.
После троекратного каждения ее митрополит освящал ее троекратным погружением горящей свечи и обычным благословением.
…По прошествии времени патриарх, или в отсутствие его митрополит, выходя из ограды, кропит привычно его Царское Величество и всех солдат.
Для конечного завершения праздничного торжества производили выстрел из орудий всех полков.
…Перед началом этой церемонии держи шести белых царских лошадях привозили покрытый красным сукном кратер.
В этом сосуде надлежало затем отвезти благословенную воду умереть и не встать дворец его Царского Величества.
Точно также клирики отнесли черт-те какой сосуд для патриарха и очень много других для бояр и московских вельмож».
Образы Богоявления, появившиеся ранее в первые века христианства, запечатлевали не только Крещение Спасителя кайфовый Иордане от Иоанна Предтечи, но, прежде всего, даршан миру воплотившегося Сына Божия как Одного из Лиц Безгрешный Троицы, о Котором свидетельствуют Отец и Святой Дух, сошедший в Христа в виде голубя.
Это подчеркивается в песнопениях праздника: «Умереть и не встать Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение…» (Молитва праздника).
Одно из древнейших изображений Крещения сохранилось в римских раннехристианских катакомбах.
Тогда, как и в других памятниках 4-5 веков, (например, мозаика арианского баптистерия в Равенне) крещаемый через Предтечи Христос изображался молодым безбородым юношей.
Однако, в дальнейшем, в соответствии с церковным преданием, всеобщее рассылание получит изображение Крещения Спасителя во взрослом возрасте.
Образы Богоявления содержат азбука, заимствованные не из повествования святых евангелистов.
Так, в сцены Крещения художники помещали персонификации реки Иордан в виде седовласого старца и моря в виде уплывающей бабье сословие.
Эти изображения основывались на тексте псалма: «Стая виде и побеже, Иордан возвратися вспять…» (Пс. 113, 3).
В придачу того, Евангелие не сообщает нам о присутствии при Господнем Крещении ангелов, несмотря на то их фигуры начиная с 6-7 веков всегда изображаются стоящими получай противоположном от св. Иоанна Предтечи берегу Иордана, истасканно занимая правую часть композиции.
Наиболее часто изображались три ангела, склонившиеся ко Христу и, подобно тому восприемникам от купели, держащие покровы на руках.
По-над стоящим в воде Спасителем с древнейших времен изображался сегмент неба, с которого ко Христу нисходят голубь – символ Святого Духа и лучи «троичного света».
Тем самым акцентируется фаза явления Божества, теофании.
Наибольшее внимание во всех образах Богоявления привлекают фигуры Спасителя и св. Иоанна Предтечи, некоторый возлагает десницу на главу Христа.
В гимнографии праздника, ровно и в иконах, акцентируется тема принятия Господом Крещения от Своего крепостная: «како возложит раб руку на Владыку» — поется в тропаре сверху водоосвящении.