Лепс показал свою коллекцию икон стоимостью в десятки миллионов долларов
До сих пор увидеть уникальные иконы из коллекции Григория Лепса могли лишь друзья певца — собрание хранится в его доме. Но Григорий Викторович давно обещал показать коллекцию, которую собирал более 20 лет, публике.
И вот с 6 сентября в Государственном историческом музее все интересующиеся смогут оценить шедевры XVI — начала XX веков на выставке «Предивное художество». Иконы из собрания Григория Лепса».
«Комсомолка» одной из первых смогла увидеть 200 потрясающих работ, и все они являются памятниками музейного значения. В собрании иконы мастеров Оружейной палаты и работавших в ее традициях иконописцев XVIII века, старообрядческих изографов Поморья, Москвы, Романово-Борисоглебска, Поволжья, иконописцев Мстеры и Палеха и знаменитых выходцев из этих иконописных сел Михаила Дикарева, Иосифа Чирикова, Василия Гурьянова. Посетителей выставки ждет знакомство с несколькими произведениями тонких, но ранее не очень известных мастеров XIX — начала XX веков Захария Бронина, Ивана Краузова, Александра Бороздина.
![Самая старая икона в коллекции - «Спас Нерукотворный», или «Спас Мокрая Брада». Написана в первой половине XVI века неизвестным иконописцем. Фото: Елена БОДУЭН](https://s10.stc.all.kpcdn.net/share/i/4/1562238/wx1080.jpg)
Самая старая икона в коллекции — «Спас Нерукотворный», или «Спас Мокрая Брада». Написана в первой половине XVI века неизвестным иконописцем.Фото: Елена БОДУЭН
«У меня была икона, которая мироточила»
Григорий Викторович приехал проинспектировать, как идет подготовка к открытию выставки, и провел для корреспондентов «КП» экскурсию. Мы для начала узнали о впечатлениях от увиденного — ведь его коллекция впервые настолько масштабно показывается публике.
— Я очень доволен тем, как все получилось. Это моя первая выставка, надеюсь, что не последняя. В экспозиции не все работы. Но то, как она выглядит, мне нравится — скромно, аккуратно, со вкусом.
— Я вижу, все иконы в прекрасном состоянии…
— Мы следим за работами, потому что температура и внешняя среда (дожди, влага, копоть), безусловно, оказывают на них влияние. Со мной работает специалист, который контролирует сохранность икон. Все, что перед вами, — настоящее, за любую икону могу отвечать.
— Мне кажется, что к таким людям, как вы, обязательно будут пытаться пробиться мошенники с подделками…
— Их масса в антикварном мире — тех, кто нечестен на руку, на поступки. Но у меня, слава богу, есть дружественные консультанты, к которым я обращаюсь в случае сомнений. Они, можно сказать, ведут мою коллекцию, благодаря им я ее собираю, и, надеюсь, она будет увеличиваться. Просто это дело, скажем так, совсем не дешевое. Есть работы, которые стоят до миллиона долларов.
![За иконой «Богоматерь Корсунская» (1708 год) иконописца Оружейной палаты Алексея Квашнина Григорий Лепс охотился почти 15 лет. Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН](https://s13.stc.all.kpcdn.net/share/i/4/1562239/wx1080.jpg)
За иконой «Богоматерь Корсунская» (1708 год) иконописца Оружейной палаты Алексея Квашнина Григорий Лепс охотился почти 15 лет.Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
— Какая самая старая икона в коллекции?
— «Спас Нерукотворный», или «Спас Мокрая Брада». Написан в первой половине XVI века. Я много лет хотел ее приобрести, но в те времена не обладал необходимой суммой для покупки. Потом ее купил другой человек, и уже затем я ее выторговал.
— А какая из икон самая любимая?
— Я ко всем очень трепетно отношусь, но есть, конечно, несколько особенных — в том числе «Спас Мокрая Брада», есть несколько работ Алексея Квашнина, иконописца начала XVIII века. У меня их две, а всего, по-моему, осталось около пяти. Что-то представлено в Третьяковской галерее.
— Бывает, что у вас пытаются иконы переманить?
— Ну переманить нет, а вот купить — да. Столько лет — все пытаются.
— А с вашими иконами случались чудеса? Может, мироточили?
— У меня была такая икона. Я подарил ее очень большому человеку и не жалею об этом. Имя его назвать не могу. Она действительно мироточила, не после каких-то событий, а такой мне уже досталась. Почему иконы мироточат — не может объяснить никто. Второй такой иконы у меня нет. Но все возможно — это же непредсказуемо.
![За икону неизвестного автора первой четверти XVIII века «Деисус» Григорий Лепс отдал автомобиль Audi A8 и ни секунды не пожалел об обмене. Фото: Андрей ЕРЕМЕНКО](https://s13.stc.all.kpcdn.net/share/i/4/1562237/wx1080.jpg)
За икону неизвестного автора первой четверти XVIII века «Деисус» Григорий Лепс отдал автомобиль Audi A8 и ни секунды не пожалел об обмене. Фото: Андрей ЕРЕМЕНКО
«Я поменял машину на великолепную работу «Деисус»
— Как иконы попадают в вашу коллекцию?
— В основном я приобретал их на аукционах или у антикваров. Вот икона «Деисус», написанная в первой четверти XVIII века неизвестным автором, ее я поменял на машину Audi A8. За иконой «Богоматерь Корсунская» иконописца Алексея Квашнина я приходил каждый день на Старый Арбат — она продавалась в антикварном магазине. Дело было 15 лет назад, она стоила 400 тысяч долларов, и тогда я не мог ее купить. В итоге она досталась другому коллекционеру. А года три или четыре назад мне сказали, что она снова продается. И теперь она в моей коллекции.
— Я читала, что вы ездили по областям — Ярославской, Нижегородской — искали раритеты для коллекции.
— Я и сейчас езжу, очень много икон в Ярославской области, в Костроме висят в храмах, их невозможно приобрести. Я приезжаю и просто смотрю на них. Часто беру с собой бинокль, чтобы лучше было видно иконостас.
К разговору подключается Лев Вольфсон, куратор собрания Лепса:
— Григорий об этом не скажет, но я расскажу. В Ярославской области есть храм в Романово-Борисоглебске. В нем находится самая большая в мире чудотворная икона. Григорий дал деньги на реставрацию этого образа XVII века, который долгие годы не могли привести в порядок.
— Есть разные типы коллекционеров икон: кто-то приобретает их для престижа, кто-то — для красоты, кто-то спасает наследие. Вы к какому типу относитесь?
— Я пытаюсь сохранить наследие, но не уверен, что у меня это получится. Когда-нибудь меня не станет, и что делать с коллекцией, я понятия не имею. Мои дети еще малы, кроме старшей дочери от первого брака, которая неплохо разбирается в искусстве. Бывает, уходит хозяин произведений и начинается дележ. Это, конечно, не очень хорошо. Прежде чем уйти из этого мира, я постараюсь разобраться со своей коллекцией. Может быть, я ее передам какому-нибудь музею. Или, возможно, появится цена расставания — и такой вариант есть. Но я надеюсь, что этого не произойдет. Я все же известный человек и пока достаточно неплохо зарабатываю.
![Музыкант и продюсер Григорий Лепс собирал свою уникальную коллекцию больше 20 лет. Фото: Андрей ЕРЕМЕНКО](https://s11.stc.all.kpcdn.net/share/i/4/1562240/wx1080.jpg)
Музыкант и продюсер Григорий Лепс собирал свою уникальную коллекцию больше 20 лет. Фото: Андрей ЕРЕМЕНКО
КСТАТИ
— Григорий Викторович, наивный, но важный вопрос: как вести себя на выставке таких святынь? Вроде бы не в церкви, но, думаем, многие заходят перекреститься, помолиться поцеловать икону…
— Вести себя надо тихо, мирно, аккуратно, спокойно, скромно. Рассматривать, думать, изучать.
НЕ ПРОПУСТИ!
Выставка «Предивное художество». Иконы из собрания Григория Лепса» продлится в Государственном историческом музее до 5 ноября.
Цена взрослого билета — 400 руб., льготного — 200 руб.