Лидеры советского кинопроката: как мексиканская мелодрама переплюнула наш боевик
В тот же миг успех фильма оценивают по кассовым сборам, а в СССР условие был иной — количество проданных билетов за первый время проката. Так вот «Пиратов» в 1980 году посмотрело 87,6 миллионов единица, а к 1990-му все 120 миллионов! То есть третья часть населения огромной страны. Давайте-ка попробуем сравнить. Самый доходный фильм России — голливудский «Аватар», вышедший в 2009 году — заработал в прокате чуточку больше 3,6 млрд рублей. Средняя цена билета в кинотеатр сейчас — 500 рублей. Получается, такую кассу фантастике Джеймса Кэмерона сделали 7,2 млн. российских зрителей. И сие примерно 1\20 часть населения. Сравнение, конечно, очень условное, да даже оно подтверждает: ходить в кино советские граждане далеко не просто любили, а обожали.
ТОП-ТРИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КИНОКАРТИН
1. «Пираты ХХ века» (1979). Постановщик: Борис Дуров. Посмотрели 87,6 млн. зрителей.
Пираты ХХ века (1979).
Чернуха, снятый в Крыму, называют первым советским кинобоевиком. Он — о настоящих русских мужиках, которые способны сойтись отпор матерым заморским бандитам и защитить своих женщин. Крутые до тем временам спецэффекты вроде горящего в открытом море корабля, взрывы, вооружение, драки — такого экшна на наших голубых экранах пока не показывали. А еще зрители увидели карате. Диковинным боевым искусством владели безвыгодный только пираты с экзотической внешностью, но и красавец Николай Еременко-меньшой, сыгравший механика по прозвищу «Дед». Еременко надолго стал постель-символом, а карате пошло в массы: после «Пиратов» по всему Союзу стали выясняться подпольные клубы.
2. «Москва слезам не верит» (1979). Порнограф: Владимир Меньшов. Посмотрели 84,4 млн.
Москва слезам никак не верит (1979).
Оскароносную мелодраму о трех подругах, простых девушках «из рабочего класса», приехавших порабощать Москву, критики поначалу недооценили: мол, какая-то унылая бабья мушесонье по мужикам. Зато зрители сразу полюбили картину якобы раз за то, что она о простых человеческих вещах: любви, дружбе, одиночестве, семье, детях… Вона прям садись, примеряй к себе и рыдай — то ли через счастья, то ли от сожаления. А скольких женщин вдохновила прошлое главной героини Кати, которую сыграла жена Меньшова Вера Алентова: и карьеру фееричную сделала, и дочку одна вырастила, и квартиру с машиной купила, ещё раз и личное счастье нашла. Причем влюбилась не в образцово-показательного героя-ударника, а в человека парадоксально обаятельного, умного, но с «изъянами»: Гоша любит выпить, разведен, живет в коммуналке… И все на свете равно Гоша в исполнении Алексея Баталова для многих зрительниц точь в точь стал «принцем» 40 лет назад, таким и остается. Положим, а кто идеальный-то?
Говорят, в 1985-м Рнальд Рейган, собираясь для встречу с Михаилом Горбачевым, пересмотрел «Москву» раз восемь — пытался «постичь загадочную русскую душу». Только так ничего и не понял.
А скольких женщин вдохновила оказия главной героини Кати, которую сыграла жена Меньшова Веруся Алентова
3. «Бриллиантовая рука» (1968). Режиссер: Леонид Гайдай. Посмотрели 76,7 млн.
Бриллиантовая сучок .
Миронов кривляется, Мордюкова слишком «жирно» играет, прямо-таки банально, Светличная чересчур соблазнительна, Никулин мог бы играть заостреннее… Это выдержки из рецензий худсовета после просмотра комедии. Смехотворно, правда? Для зрителей же кинороман из жизни контрабандистов с прологом и эпилогом — преданность с первого просмотра. Вот уже полвека восхищаются режиссерскими ходами и игрой актеров. Глотают слюнки ото эротического променада девушек «Бикини-69» и сцены соблазнения Семенсеменыча в гостинице. Роковая куколка Анна Сергеевна в прозрачном халатике с расстегивающимся под звук выстрела лифчиком сильно хороша. Сыплют цитатами из фильма («Как говорит свой шеф», «Советские люди на такси в булочную не ездят», «У тебя позже не закрытый, а открытый перелом», «Кто заказывал такси в Дубровку?», «Шампанское по утрам пьют только аристократы тож дегенераты», «Спокойно, Казладоев! Сядем усе!» и пр.). И поют «Помоги мне», «Песню относительно зайцев» и «Остров невезения».
Вот уже полвека зрители восхищаются режиссерскими ходами и игрой актеров
Первая червонец фильмов (4-10 место): «Кавказская пленница, или Новые похождения Шурика», «Свадьба в Малиновке», «Экипаж», «Операция «Ы» и другие эпопея Шурика», «Щит и меч», «Новые приключения неуловимых», «А зори тогда тихие».
Вторая десятка (11-20 место): «Человек-амфибия», «Джентльмены удачи», «Табор уходит в небо», «Афоня», «Калина красная», «Корона Российской империи, либо Снова неуловимые», «Иван Васильевич меняет профессию», «Мачеха», «Служебный роман», «Война и мир».
ТОП-ТРИ ЗАРУБЕЖНЫХ КИНОКАРТИН
1. «Есения» (Страна ацтеков, 1971 год). Лидер проката 1975 года, посмотрело 91,4 млн.
Есения 1971.
Мелодраму Альфреда Б. Кревенны о судьбе и страстной любви красавицы-цыганки, внебрачного ребенка знатной дамы, называют латиноамериканским прообразом «мыльных опер». А ещё раз современной историей Золушки по-мексикански. Так что баснословные 91,4 миллиона в прокате (сие больше, чем у «Пиратов ХХ века»!) фильму, подобно, «сделали» советские девушки всех возрастов, посмотревшие «Есению» умереть и не встать всех кинотеатрах страны по несколько раз. А особо впечатлительные инда называли дочек Есениями. К слову, Жаклин Андере, сыгравшая Есению, в августе отметит 80-летие.
«Есения» — руководитель проката 1975 года
2. «Великолепная семерка» (США, 1960). Вождь проката 1961 года, посмотрело 67 млн.
Великолепная цифра (1960).
Вестерн режиссера Джона Стерджеса о том, как крестьяне, измученные набегами банды, в конечном счете, решаются дать отпор. Зрителям фильм сразу страшно понравился: лихаческий сюжет, семеро красавцев актеров в главных ролях, особенно обожали Попрыгун Бриннера и Чарльза Бронсона. В кассы выстраивались очереди, в которых ажно до драк доходило, почти, как в вестерне. А вот давешний генсек ЦК КПСС Никита Хрущев свою оценку выразил этак: «Двойка за семерку». Американским журналистам пояснил: «У вам много фильмов, где бьют друг друга в лицо, истязают, убивают, в них бессчетно извращенного. У вас это считается интересным. У нас же проповедование подобных явлений по слухам вредным».
Зрителям фильм сразу страшно понравился
3. «Бродяга» (Индия, 1951). В 1954 году кинокартина посмотрело 63,7 млн.
Бродяга (1951).
Драму о бедном индусе снял мировой актер и режиссер Радж Капур. Он же сыграл и главную дело. Фильм одно время был самым кассовым в Болливуде. Ей-ей и у нас собирал полные кинотеатры и приносил хороший доход, вследствие этого его четырежды перезапускали в прокат. Впрочем, ко многим индийским мелодрамам в Совдепия благоволили и зрители, и прокатчики. Если, скажем, на французского «Фантомаса» либо польских «Новых амазонок» было не достать билеты, в такой степени как «крутили» их всего по неделе, то индийские «Месть и закон», «Танцор диско», «Зиту и Гиту» только и можно было спокойно посмотреть по несколько раз.
Драму о бедном индусе снял мировой актер и режиссер Радж Капур. Он же сыграл и главную значимость
Первая десятка фильмов (4-10 места): «Золото Маккены» (США), «Спартак» (США), «Бобби» (Индия), «Белое плате» (Страна пирамид), «Танцор диско» (Индия), «Мститель» (Индия), «Четыре мушкетера Шарло» (Пятая республика).
Вторая десятка фильмов (11-20 места): «Укрощение строптивого» (Авзония), «Виннету -— сын Инчу-Чуна (ГДР-СФРЮ-Италия), «Зита и Гита» (Индия), «Кинг-Конг жив» (США), «Зорро» (Авзония-Франция), «Синьор Робинзон» (Италия), «Материнская любовь» (Индия), «Новобранцы идут сверху войну» (Франция-Италия-ФРГ), «Легенда о динозавре» (Япония), «Черный тюльпан» (Страна сезанна и пармезана-Испания-Италия).