На съемки «Калины красной» приглашали бандитов
Никула Николаевич в этой рискованной и мужественной профессии с молодости. Работал со многими знаменитыми режиссерами и артистами. С Василием Шукшиным, Андреем Кончаловским, Михаилов Боярским, Марчелло Мастроянни… О них, а снова о том, как учил Владимира Путина приемам дзюдо, некто и рассказал в недавнем интервью «КП».
Шукшину вывихнули руки.
— Я с детства занимался самбо, — рассказывал Колюха Ващилин. — Тренер в свободное время приводил нас сверху съемочную площадку, чтобы мы участвовали в потасовках. В октябре 1965-го я впервой оказался в массовке фильма «Три толстяка» Алексея Баталова. В кадре спасал героя Тибула через казни на эшафоте… В кадре мы бились соответственно-настоящему, в кровь — тогда считалось, что все же следует быть натуральным!
С таким представлением о драках в кино я и попал получай съемки фильма «Любовь Яровая», где познакомился с Василием Шукшиным. Я и мои товарищи по части секции самбо по команде героя Василия Ланового скручивали и арестовывали рабочих держи сходке. Мы так скрутили в первом дубле Шукшина, как вывихнули ему обе руки!
Марчелло Мастроянни в гостях у Николая Ващилина в Ленинграде.1986
Царь Макарович был обескуражен такой грубостью. Спросил, как наш брат вообще готовимся к съемкам. Ребята тогда ответили, что спорт — сие все, а кино — так, халтура. Василий Макарович подпрыгнул с возмущения: «Халтура! Да, халтура — когда вы на первом дубле калечите артиста!»
И отменил следующую сцену, идеже меня должны были ударить прикладом в лицо…
Жаркие съемки «Они сражались по (по грибы) Родину»
После того как я реально разбил своей головой смальта в электричке (что требовалось по сценарию) на съемках «Романса о влюбленных» Кончаловского, о мне пошла добрая молва, как о живучем парне.
Шукшин (по левую руку) и Ващилин в фильме «Любовь Яровая», 1968 год. Фото: вкусовой архив.
Через пару лет, в 1972 году, Шукшин вызвал меня в Вологодскую мир на съемки своего фильма «Калина красная». В одной изо сцен надо было, чтобы на Шукшина попер бугай, а Шукшин его напугал. Я предлагал и манером), и этак. Шукшину не нравилось: «Это все из экой-то оперетты. Бандиты так не дерутся».
В итоге я вызвал в целях консультации настоящих бандитов. Приехали паханы. Посмотрели и говорят: «Когда дерутся, ни одна собака руками не размахивает. Подошел тихо и делай». Потом ты да я с Шукшиным посмеялись, что бандитов в кино привлекаем.
Урга. Вовчик Гостюхин и Николай Ващилин после трюка с горящей машиной. 1990
Васюша Макарович мне тогда сказал:
— Осваивай каскадерскую профессию за-серьезному. Мне скоро хороший специалист по трюкам понадобится. Насчет Степана Разина, даст бог, кино снимать буду!
Спустя время встретились с Шукшиным и на съемках картины «Они сражались вслед Родину». На тех съемках я, 27-летний, падал в беспамятство от жары, пульс зашкаливал. Не понимаю, как выносили сорокаградусный шквара Никулин, Тихонов, Бондарчук! А Шукшин все обсуждал будущие трюки в «Степане Разине». Предполагалось (целый) короб батальных сцен и жестоких казней… А вскоре Шукшина безлюдный (=малолюдный) стало. Не дожил до съемок своего «Разина».
Колян Ващилин ставил и выполнял трюки во многих фильмах. Фотка: личный архив.
Борщ для Мастроянни
Ранним январским ни свет ни заря 1986 года, когда вся страна отходила от новогодних праздников, в моей квартире раздался телефонный звонок. Кеня Михалков сообщил, что привез в Ленинград Марчелло Мастроянни, проявить ему Эрмитаж. И что хочет пригласить Марчелло с компанией ко ми на домашний ужин. Оказалось, что итальянец обожает свои котлетки.
Но в магазинах не было ни мяса, ни водки! Я попросил жену сварить суп и нажарить котлет на 15 человек. Мяса взяли сообразно блату у моего знакомого мясника. Обегав друзей, с трудом насобирал восемь поллитровок и чекушку.
Улан-Батор.Николай Ващилин репетирует проскачку воинов Чингис-хана с пленённым Бамия.
Как сейчас помню: борщ на плите, котлетки, возьми сковороде шкворчит картошка с салом. На столе в салатницах — квашеная капустка, соленые грибочки и соленые огурчики. Для кухне теща, тихо роняя безутешные слезы (вообще-ведь такая вечеринка губила семейный бюджет!), режет лук-татарка и посыпает им селедку.
Никита ввалился с шумной толпой итальянцев, начал садить всех за стол.
— Буониссимо! Мольто бенэ! Мольто граци! — бормотал Марчелло стриженая девка косы заплетает, пробуя угощение.
Тогда он и дал согласие играть в фильме Михалкова «Очи черные», держи который Никита пригласил поработать и меня. Помните сцену, порой Марчелло Мастроянни пляшет под музыку на едущей телеге? Вона этот номер и ставили — работали я и дублер…
Самое опасное — сцены с огнем
В «Сибириаде» Кончаловского главная трюковая подмостки — взрыв на нефтяной скважине. Андрон хотел снять зачем-то невероятное. Гибель героя Никиты Михалкова (Алексея) в сценарии была прописана равно как конец света, проваливался герой вместе с трактором под землю, в светящийся ад.
Актеры в благодарность подписали эту забавную карточку. Фотокарточка: личный архив.
Работа с огнем — самая сложная и опасная исполнение) кинематографа. Снимая фильм «Неотправленное письмо», режиссер Калатозов в сцене лесного пожара хоть сколько-нибудь не погубил Ливанова, Смоктуновского и Самойлову… Поэтому на «Сибириаде» я судорожно искали выход. Но дальше фокусов с горящей паклей работа не шло. Ситуацию спасли операторы. Предложили кадры комбинированных съемок собирать с ночной натурой.
В итоге снимали общий план основного пожара в Тюмени, взорвали тонну бензина. Киногруппа, снимавшая разрыв с расстояния 100 метров, спалила себе брови. А сцены пожара с людьми снимали изумительный дворе «Мосфильма» на фоне забора, завешанного горящей паклей. Неграмотность, блики в лужах, горящий забор на фоне создали получи экране атмосферу катастрофы.
Кончаловский, помнится, подарил мне дорогие итальянские краги. А Михалков привез настоящее кимоно…
Как Констанция из «Трех мушкеров» стала мужчиной
— Повторюсь: егда я начинал, в кино применялись реальные драки спортсменов, — продолжил Ника Ващилин. — Но они получались неинтересными, неэффектными. В этом случае я придумал делать драку, как танец. Чтобы на экране скрыть характеры — один трус, другой смельчак.
Ващилин ставил трюки в «Трех мушкетерах». Позитив: личный архив.
Опасный трюк для артистов ставил для съемках «Шерлока Холмса». Помните сцену, когда Василий Ливанов дерется с Виктором Евграфовым бери краю обрыва? Снимать решили крупным планом: дублерами актеров мало-: неграмотный заменить. Мне пришлось их готовить три месяца. Актеры дрались держи краю реального обрыва, а потом «падали в пропасть». Естественно, актеры далеко не срывались в пропасть реально, а сползали в яму. Все их движение, жесты, удары, прыжки придумывал я. Причем все сняли одним дублем, минуя монтажа.
— Вы ставили фехтовальные сражения в «Мушкетерах». Были Чепэ?
— Мише Боярскому на съемке «Мушкетеров» все-таки проткнули высь, он попал в больницу… В «Трех мушкетерах» по сюжету Верная запрыгивает в карету. Яркий пример, как мы с режиссером придумали так, чего в жизни быть не может. Ну кому в голову придет женщину для ходу в карету заталкивать? Оправдывает то, что она торопилась. Положение стоял: как прыгнуть? Я бы ни одной девушке экой трюк не доверил. Взял, переодел маленького тоненького парня. С едущей кареты Боярский, открыв на ходу дверь, выталкивает господина и помогает Констанции ласточкой тама запрыгнуть. На деле один каскадер вылетает и скатывается в брусчатку. И другой, переодетый в Констанцию, запрыгивает. А крупным планом еще показана Алферова в окошке кареты. И подмена абсолютно не заметна.
Ника Николаевич три месяца готовил трагическую сцену борьбы Холмса (Ливанов) с Мориарти (Евграфов) у пропасти.Фотокарточка: кадр из фильма
СПРАВКА «КП»
Николай ВАЩИЛИН родился в 1947 году в Ленинграде. Стократный вице-чемпион СССР по самбо, каскадер и постановщик трюков киностудии «Ленфильм», экс-зампред председателя правления киностудии ТРИТЭ Никиты Михалкова, член Союза кинематографистов, был директором нескольких баскетбольных клубов. Ставил и выполнял трюки в многих фильмах, в том числе «Стрелы Робин Гуда», «Д’Артаньян и три мушкетера», «Приключения Шерлока Холмса». Автор этих строк биографических книг о профессии каскадера «На территории любви Никиты Михалкова» и «Автор умирали по воле режиссеров». Сейчас на пенсии.
Сибириада. Проигрыш драки.1976
КСТАТИ
Учил Путина приемам дзюдо
— Мы с Вовой Путиным ходили в одно спортивное собрание «Труд», где занимались самбо, — вспоминает Ващилин. — Инструктор у нас был один — Анатолий Рахлин, он уже ушел с жизни. Самбо я Путина не учил, а вот приемы дзюдо ему показывал. В таком разе дзюдо никто, кроме меня, в нашем спортивном обществе далеко не знал. Мне было 19 лет, а Путину — 14. Дисконт в возрасте чувствовалась.
Я получал спортивную стипендию 100 рублей (как) будто член сборной СССР, и тренер Рахлин просил, чтобы я «младших братьев», в волюм числе и Путина, иногда мороженым угостил, иногда в кино сводил. Для мелюзгу я тогда смотрел, как на детишек своего тренера. Так Путин проявлял характер.
Путин и Ващилин занимались в одном спортивном обществе «Труд». В (перспективе каскадер учил будущего президента приемам дзюдо. Фото: персональный архив.
Помню, мы с ним как-то разговорились о синематограф, о том, что в массовках снимаемся. А он мне сказал, сколько кино его не интересует, хочет стать разведчиком. Я спросил: «Зачем тебе составлять разведчиком?» А он дерзко ответил: «А чтоб таких, ровно ты, в бараний рог крутить».
Он в своей книге пишет, который «в то время у нас был в обществе большой гарсон Коля» (это про меня). И однажды, мол, мы зашли в подворотню, а нате нас пошли хулиганы. Коля сделал сердитое лицо, и они отошли залпом в сторону. Вот он так меня видел — большим, грозным человеком.
Глазищи чёрные. Никита Михалков ставит задание Николаю Ващилину для съёмку с лошадьми.1986