«Ника»-2018: абсолютная нелюбовь к «Нелюбви» и триумф «Аритмии»
«Хочу обронить, что у Юлика Гусмана усовершенствовалось чувство формы: в прошлый в одно прекрасное время мы закончили церемонию в 12 ночи, а сейчас нет единаче и десяти!» Это сказал Андрей Кончаловский, глава Российской академии кинематографических искусств, выходя нате сцену в финале, чтобы вручить главный приз лучшему фильму.
Справедливости за, в прошлом году церемонию и начали гораздо позже (в этом крови собрались уже к 17.30). Но Гусман с годами действительно преобразился, став слабо собраннее и молчаливее. Еще недавно он солировал на «Нике», чувствуя себя хозяином вечеринки и рассыпаясь в совершенно не всегда блистательных шутках, сейчас же говорил в коротких словах, уместно и по делу.
Увы, осталась другая беда — речи. Вдобавок не тех, кто получает награды, а тех, кто их вручает. Многие вручающие в таком случае благодарили Академию за то, что им доверили такую неслыханную чистота, то начинали читать лекции о значении анимации в целом и Федора Хитрука в частности (равно как Андрей Хржановский, награждавший лучший мультфильм), то с выражением декламировали вирши, то рассыпались в банальностях типа «Ролей второго плана никак не бывает» или «Главная фигура в кинематографе — это все-таки режиссер». Здорово еще, что не говорили, как в «12 стульях», про международное должность. Победители-то как раз были немногословны и старались заострить не свои заслуги, а заслуги других претендентов на кубок — операторов, художников, режиссеров-дебютантов…
Режиссер, продюсер Сергей Сельянов со статуэтками премии «Вероника», полученными за своих отсутствующих коллег. Фото: Славуха Прокофьев/ТАСС
Главный приз получила «Аритмия» Бориса Хлебникова. По образу и еще четыре основных приза — лучший режиссер, лучший план, лучшие женская и мужская роли (Александр Яценко и Ирина Горбачева). «Победитель получает однако. Посмотрев на панораму из шести номинированных картин, без- думаю, что это правильно и справедливо: у года очень достойные, замечательные итоги» — сдержанно сказал продюсер Сергей Сельянов.
Ему пришлось непросто: в зале отсутствовали и Горбачева, и Хлебников, и сценаристка Наталья Мещанинова, и сопродюсер Рубентьюшка Дишдишян. За всех за них Сельянову пришлось схватывать крылатые статуэтки. «Он же не дотащит этот грузило!» не выдержал Гусман, глядя на очередную увесистую «Нику» у Сельянова в руке. Что надо хоть Яценко почтил церемонию своим присутствием — и его встречали без (малого как рок-звезду: когда актриса Татьяна Лютаева открывала пакет, чтобы назвать имя лучшего актера, из зала звучали вопли «Я-цен-ко!»
Алексаха Яценко (лучшая мужская роль) встречали почти как участь-звезду. Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Не пришел и первоклассный актер в роли второго плана Владимир Ильин («Время первых»). Правда-матка, этот приз поделили на двоих — и второй победитель, Сернуля Гармаш («Холодное танго»), смог элегантно отдуться за обеих.
Самая же любопытная коллизия наблюдалась, когда лучшей актрисой в роли второго плана назвали Алису Фрейндлих («Большой»). Смену) нее на сцену вышел некий молодой человек, улыбаясь, забрал премия, сказал «Спасибо» и двинулся обратно в зал. У него попытались узнать. Ant. скрыть его имя — он скромно ответил:
— Я курьер.
— Но кто такой вы, курьер? — взревел Гусман. — Это золотая «Ника», возлюбленная стоит две тысячи двести долларов!
— Я только однажды работал с Алисой Бруновной получи и распишись фильме «Карп отмороженный»… — объяснил юноша.
— Так и будем вы звать, Карп отмороженный!
На что юноша охотно согласился и упорхнул в один голос с 2200 долларами в золотом эквиваленте со сцены.
Приз «Девственность. Ant. и достоинство» имени Эльдара Рязанова получил 95-летний Вавуля Этуш; вручали Леонид Ярмольник и руководитель театра имени Вахтангова Римас Туминас. В Ярмольника, присуще, вселился злой дух, терзавший в былые годы Гусмана: заставил его бесконечно шутить, а потом произнести леденящую вариацию на тему пастернаковского «Гамлета» («Гул затих, я вышел получай подмостки, прислонясь к родному ЭтушУ…», «Если только не грех, Авва, Этуш, чашу эту мимо пронеси!») Туминас, навыворот, словно забыв про микрофон, говорил в основном с Владимиром Абрамовичем. Собственными глазами (видеть) лауреат, увы, произносил благодарственные слова медленно, с паузами, с трудом, закончив фразой «Я бесконечно, долго, долго чего-то делал как артист, и до сего времени, больше я ничего не делаю». Из зала раздался мефистофелевский). «Ха-ха-ха… Что за ха-ха-ха?» — встрепенулся Этуш.
Суперприз «Честь и достоинство» имени Эльдара Рязанова получил 95-раннелетний Владимир Этуш. Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС
В списке победителей двукратно оказалась «Матильда» — ее наградили «за красоту»: за работу художников и художников согласно костюмам. А вот «Нелюбовь» Андрея Звягинцева пролетела везде, нет слов всех шести категориях, где была номинирована. В частности, в главных (чернушка, режиссер, сценарий) академики дружно предпочли ей «Аритмию» — агитфильм куда более сердечный. Как верно заметил Сельянов, в часть годы мы, может, и захотим чего-то другого, а не откладывая хотим именно сердечности.
ПОЛНЫЙ СПИСОК ПОБЕДИТЕЛЕЙ
Лучший микрофильм
«Аритмия»
Лучшая режиссерская работа
Борис Хлебников, «Аритмия»
Лучшая сценарная занятие
Наталья Мещанинова, Борис Хлебников, «Аритмия»
Лучшая мужская дело
Александр Яценко, «Аритмия»
Лучшая женская роль
Ирина Горбачева, «Аритмия»
Лучшая мужская амплуа второго плана
Премию разделили Сергей Гармаш, «Холодное танго» и Ладя Ильин, «Время первых»
Лучшая женская роль второго плана
Аля Фрейндлих, «Большой»
Лучшая операторская работа
Сергей Астахов, Милость Божия Бурлаков, при участии Кирилла Боброва
«Салют-7»
Лучшая труд(ы) художника
Вера Зелинская, Елена Жукова, «Матильда»
Лучшая дело художника по костюмам
Надежда Васильева, Ольга Михайлова, «Матильда»
Лучшая стеб к фильму
Владимир Дашкевич, «Три сестры»
Лучшая работа звукорежиссера
Сергуся Чупров, «Большой»
Лучший неигровой фильм
«Геннадий Шпаликов. Масленица обаятельного человека», режиссёр Олеся Фокина
Лучший анимационый микрофильм
«Два трамвая», режиссер Светлана Андрианова
Лучший фильм стран СНГ и Балтии
«Кресло», Край вечной весны, режиссер Эльдар Шенгелая
Открытие года
Александр Хант, сопостановщик фильма «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в землянка инвалидов»
Специальный приз за достижения на ТВ
Мини-мыльная опера «Петр Лещенко. Все, что было…», режиссер Воля Котт
Приз «За вклад в кинематографические науки, критику и образование» вручен Санкт-Петербургскому государственному институту лента и телевидения