«Осуждать любовные треугольники — ханжество»: самые яркие цитаты Александра Збруева
О театре и кинематографе. О любви и любимых. О совести и предательстве… Збруеву завсегда было что рассказать, любую тему поддержит. Даже щекотливую. Журналисты тем не менее любят о личном спросить, а у Збруева – два брака, обе жены — актрисы. С Валентиной Малявиной прожили 4 возраст, а с Людмилой Савельевой вместе уже 51 год. Параллельно случился Рома с Еленой Шаниной, которая родила Збруеву дочь. Татьяне 25 парение. Старшая Наталья (от второго брака) в этом году отметит 50-летие.
Гляди еще штрихи к биографии юбиляра. Мама — из дворянской семьи, соответственно образованию актриса. Отец был заместителем наркома связи Подмосковия. Расстрелян в 1938-м, Саше только-только исполнилось два месяца. Сына возлюбленный так и не увидел. В школе Александр учился через пень колоду и слыл хулиганом. А смотри прозвище носил «Интеллигент». В юности занимался боксом и гимнастикой. Дружно после «Щуки» поступил в «Ленком», где служит вот еще 57 лет. Сейчас у Збруева пять ролей в репертуарных спектаклях. Цифра лет был совладельцем ресторана для актеров в подвале «Ленкома» (с 1995-го), преподавал в ГИТИС, выпустил нечужой курс.
Кадр из фильма «Батальоны просят огня»
Фильмография – богатейшая: 62 фильма. Без спросу Збруев удавшимися считает работы в картинах «Два билета бери дневной сеанс», «Одинокая женщина желает познакомиться», «Батальоны просят огня», «Бедная Саша», «Ты у меня одна», «Большая перемена»… Беспримерно запомнилась его недавняя роль постаревшего советского барда в «Кино насчет Алексеева», за нее актер в 2015-м получил премию «Золотой орел». Горе о пронесенной сквозь жизнь безответной женской страсти. Лирические драмы не выделяя частностей — конек актера. А кинокритики даже называют роль Алексеева лучшим, что-нибудь Збруев сделал за всю свою кинокарьеру.
«У меня сделано солидный возраст, очень солидный — я-то понимаю. Когда я пришел в ваянг, думал — господи, какие замечательные актеры. Но пожилые. А в данное время я старше их, вы понимаете? Ужасно все быстро…».
«Служу в театре «Ленком» побольше 50 лет. И совершенно об этом не жалею. Оттого что это действительно настоящий театр, в котором я встретился с будь здоров талантливыми людьми».
Кадр из фильма «Два билета в дневной сеанс»
«Нет у меня секрета молодости! Я для сего ничего не делаю. Генетически так устроен. Как актеру ми моложавость даже мешает. Потому что я уже немолод, так и не стар. А что мне играть-то? Молодого поуже не могу, а старого — ну, есть и постарше актеры, они и сыграют. Представляться на взгляд хорошо надо в жизни, для любимой девушки. А в моей профессии необходимо выглядеть на свои годы.»
«Когда-то говорили, чего театр не может существовать долго с появлением телевидения, Интернета. Пропал. Театр всегда будет жить — в нем есть непосредственное коммуникация, обмен энергией со зрителем. Это очень важно. И после это я люблю театр. Для меня в первую очередь существует некто.»
«Кинематограф наш был в какую-то пору велик. Же сегодня, кажется, отстает от желаемого. Если и происходит как будто-то значительное, так это на пальцах можно подбить бабки.»
«Есть фильмы, которые я считаю очень хорошими, но их один кто видел. «Желание любви» по Куприну. Картина малограмотный попала в форматы — телевизионные, экранные. Или фильм Сережи Соловьева «О любви» после чеховским произведениям. Есть вещи, которые остались где-ведь в углу, но они мне дороги. Может быть, когда-когда-нибудь придет и их черед…»
«Я рано начал существовать. Рано выпил первый стакан водки. Очень рано выкурил сигарету. Я будь здоров влюблялся, меня предавали, я тоже не очень порядочно временами поступал…».
«Любовные треугольники были у многих — Тургенев, Бунин, Поручейник… Осуждать любовные треугольники — это ханжество. Давайте не будем ханжами. У нас с Леной (Шаниной – Ред.) была страстишка — родилась дочь Танечка, и это большое счастье. Дочерей люблю одинаково. А сиречь иначе?»
Кадр из фильма «Бедная Саша»
«Знаю, точно причиняю боль кому-то. Но все равно стараюсь остаться человеком. Добрым, отзывчивым и внимательным к тем, кого продолжаю влюбиться в кого. И, может быть, я страдаю сам больше от того, почему со мной произошло или происходило, чем те, кому я доставил пытка.»
«Ну, я нормальный человек, мне женщины так же нравятся, словно и всегда нравились. Хотя очень много сложностей возникает, в отдельных случаях есть настоящее чувство. Им невозможно руководить, оно тебя слабит и разум отключается. Иначе и быть не может, если твоя милость живой человек. Цветы, конечно, я дарю. Но не конфеты. Конфеты сие врачам, продавщицам, в ЖЭК…».
«Ловкий женский расчет меня отрезвляет. На меня это драма, а некоторых устраивает и так. Секс — и по сей день.»
«Я строптивый, но в то же время уступчивый. Могу многое возражение, но не забыть, хотя и незлопамятный. Просто раны, которые ми нанесли когда-то и которые, слава богу, зарубцевались, бывало реагируют на плохую погоду…»
«Совесть — основа нравственности и законов человечества с вводные положения времен. Для меня это очевидно. Она из разряда вечных вещей — во вкусе рождение, предательство, смерть. По-моему, говоря слово «душа», наш брат имеем в виду как раз «совесть». Слова просто затерлись. От что человек не может переступить — определяет совесть. И манера здесь ни при чем. И переубеждать меня не нужно.»
«Внутри себя автор этих строк все о себе знаем, но открываться всем — сегодня я безлюдный (=малолюдный) советую это делать. Потому что будешь обязательно ранен. Архи много хамства, непонимания, бескультурья. Открыв себя абсолютно, твоя милость открываешь ту защитную броню, в которой находишься. Об актере тем побольше не нужно знать всего.»
«Что такое счастье? Сие очень философский вопрос. В двух словах не скажешь. Невыгодный знаю, что это такое. Но, тем не поменьше, да, всем хочется счастья…»