Размышления о поэзии Виталия Гольдмана
Сборник «Королева и белый принц» — второе произведение Виталия Гольдмана, увидевшее свет. Первой была книга «Корабли-тюльпаны», вышедшая в Германии.
Представленный сборник разнообразен по составу: сюда входят стихотворения, написанные в различных жанрах, и поэмы — как лирические и небольшие по размеру, так и лиро-эпическое произведение, представляющее широкое полотно событий и большое разнообразие лиц. Этим жанровый состав сборника не исчерпывается.
Открывает книгу венок сонетов «Дружба». Название затрагивает только одно чувство, но понимается это чувство как объединяющее сложный спектр эмоций. Дружба, любовь, их жизнь в душе человека, их преломление в судьбе. Размышляя о переживаемых эмоциях, герой погружается в мир литературных ассоциаций, в тексте возникают отголоски произведений других поэтов. Жизнь в глубоком культурном погружении нашла преломление уже в первом произведении, подобная особенность мировосприятия отразится и в последующих. Для героя стихотворений характерна постоянная жизнь в мире чувств и культурных ассоциаций и столь же стойкое отталкивание от быта, от повседневности. Но последнее все-таки вторгается в судьбу, в жизнь души. Происходит трагическое столкновение с реальностью.
Сам выбор формы венка сонетов говорит о высокой поэзии как одной из важнейших ценностей. Элитарный эстетизм предстает как прибежище для тонко чувствующей души.
В своих произведениях Виталий Гольдман часто дает пейзажные зарисовки, причем всегда разные. В «Маленькой трагической поэме» воссоздается колорит палестинского пейзажа и культуры народа той земли, что сделано очень ярко, ощутимо-достоверно. Возникает чувство живого контакта с изображаемым. Через поэму также проходят раздумья о вечном, о жизни и смерти. Их столкновение герой произведения остро, почти мучительно ощущает. По жанру данное произведение, скорее, стихотворение. Названием с определением жанра, очевидно, подчеркивается значение лирического сюжета, имеющего философский подтекст: размышления о человеке в этом мире, о его судьбе, о том, что остается после нас.
В новом ракурсе столкновение мечты и действительности предстает в стихотворении «Королева и белый принц», это произведение можно определить и как поэму: сюжетное начало тут весьма значимо. Мечта тут — мир любви и поэзии, а страшная реальность — недостижимость счастливой любви, одиночество и грязная проза жизни вместо поэзии, которой так жаждет душа.
Стихотворение «Осень за окном» носит глубоко философский характер, отражает размышления о жизни, неизбежно уходящей. Онтологические мотивы тут звучат не только через непосредственную медитацию, но отражаются и в красочной палитре стихотворения. Ощутимо обращение к традициям русской лирики, в том числе возникает явная перекличка со стихотворением С. Есенина «Отговорила роща золотая…» Как и у Есенина, чувствуется грустно-умудренный взгляд на жизнь. В произведении возникает мотив времени, который все настойчивее звучит от стихотворения к стихотворению. Переходит этот мотив и в «Последний день…» Сам акцент на слове «последний» подчеркивает сосредоточенность человека на мысли, что жизнь подходит к финалу, все больше уходит надежда, все сильнее охватывает усталость. Возникает внятное ощущение хода времени. Фигура умолчания, заключающая название стихотворения, говорит, очевидно, об этом же.
И снова герой остро переживает свои взаимоотношения с пространством, временем, разными культурными эпохами. Поражает легкость перенесения из современного мира, из «здесь и теперь» в другие эпохи и другие страны. Для личности, образ которой проходит через весь сборник, мир един, и культурно-временное пространство нераздельно.
В поэме «Эней и Эллинка» возникает новый вариант жанра поэмы, теперь уже основанной на античном сюжете, но перекличка далекого прошлого с настоящим есть и здесь. Сюжет, в центре которого образ Энея, всегда связан с темой судьбы, но этот мотив, проходит через весь данный сборник и естественно встраивается в контекст книги.
В «Лирических зарисовках» автор обращается к малым формам лирики, что отнюдь не исключает глубины и драматизма переживаний. Эти наброски-зарисовки производят впечатление обращенности в пространство, в них ощутима потребность найти близкую душу, отклик, сопереживание. Тоска по духовно близкому — еще один мотив книги.
Своеобразный художественный эксперимент автор предпринимает в «Вариациях на тему оды «К радости» Фридриха Шиллера». Причем В. Гольдман передал и тот строй чувств и мыслей, что отразился в произведении Шиллера, и тот строй эмоций, что отразился в Девятой симфонии Бетховена. Можно сказать, что автору удалось создать ощущение синтеза этих двух произведений (собственно, с тех пор, как написана Девятая симфония Бетховена, они существуют для нас, по сути, в единстве), но автору удалось в ПОЭТИЧЕСКОМ тексте это единство передать.
Замыкает сборник поэма «Колчак». В. Гольдмана давно интересует историческая тема, привлекают разные эпохи и фигуры прошлого. В центре поэмы «Колчак» — яркая и трагическая фигура русской истории, одного из наиболее трагических ее периодов. Поэма живо воспроизводит и сложность эпохи с различными ее перипетиями, и сложный, колоритный характер столь многогранной фигуры, как Колчак. Поэма, подобно другим произведениям сборника, содержит реминисценции из различных произведений, отрывки из песен (например, «Трансвааль, Трансвааль, страна моя!», а глава «Гибель Черноморского флота» написана на мотив вальса «На сопках Маньчжурии»). Подобные приемы — напоминание о музыкальных произведениях (а в сборнике есть напоминания и о живописных произведениях) — создают впечатление погруженности в мир мультикультурного синтеза. Художественные эксперименты схожей направленности — объединение разных видов искусства — периодически предпринимаются художниками. Так, объединить живопись и музыку пытался Чюрленис, о синтезе искусств мечтал Скрябин, объединить живопись и музыку (и иные виды искусств) пытались некоторые представители поп-арта. Очень интересно встретить такой синтез в наши дни.
В целом в сборнике преобладают интимно-философские мотивы (за исключением поэмы «Колчак», для которой характерна историческая тема). В произведениях различных жанров отразилась душа тонкого, сложного человека, постоянно осмысливающего свои отношения с миром — как земным, так и вечным. В каждом произведении в разных аспектах мы видим порыв из современной антипоэтической реальности в мир прекрасный, гармоничный, мы видим страстную тоску по этому миру. Думается, сам богатый реминисцентный фон служит этой же цели — напомнить о вечном и прекрасном, без чего не может жить душа.
Ирина Ауссем