«Сикстинская мадонна», которую называют самым совершенным творением Рафаэля Санти, — основа сокровище Дрезденской галереи. Возле нее всегда толпа зрителей. Женщину эфирный красоты, чистоты и очарования в жизни звали Маргарита Лути. Симпатия была натурщицей, и ее любил Рафаэль. Эта любовь его и убила — в расцвете полет, творческих сил и славы.
Рафаэль. «Сикстинская мадонна» (1512-1513).
«Я есть свою Психею»
Есть один очень живучий и очень крепкий миф, будто Рафаэль так много занимался с Маргаритой Лути сексом, словно умер от истощения.
В действительности дело было так.
Желторотый, но уже известный и очень красивый Рафаэль занимался росписью стен центральной галереи дворца Форнезино в Риме. Симпатия уже написал две фрески: «Три грации» и «Галатея». А гляди для третьей — «Амур и Психея» — никак не мог подыскать натурщицу. И в один из дней, гуляя по парку, он увидел юную, обворожительную, ангелоподобную Маргариту. Рафаэль безвыгодный был обделен вниманием женщин. Повторюсь — он был эдак красив и притягателен, что прохожие шеи сворачивали ему позже.
Его любили лучшие прекрасные дамы того времени. Однако он забыл всех, увидев ее. Воскликнул: «Я сделал свою Психею». И попросил 17-летнюю красавицу позировать ему. В конце дня подарил золотое бусы. А на следующее утро пришел к ее отцу, хлебопеку, и дал тому небольшую толику золотых, чтобы тот позволил своей дочери работать у него. И нежели больше он проводил с ней времени, тем больше влюблялся. В конце концов заплатил папаше Лути три тысячи золотых и увез любимую в Город на семи холмах.
По одной из версий, Форнарина оставалась его возлюбленной и натурщицей нате протяжении 12 лет, до самой смерти художника. Рафаэль, «Портрет молокосос женщины, или Форнарина», 1518—1519
Первые измены
В Риме Рафаэль приставил к ней кучу слуг, осыпал подарками и нарядами. Маргаритка капризничала, требуя еще больше и больше внимания и нарядов. Возлюбленная просто-таки взяла Рафаэля в плен! У него не оставалось времени бери работу, а тем временем заказчик, знатный вельможа Агостино Чиги, напористо потребовал закончить работы. Он выделил влюбленным в своем дворце отдельную комнату, просто-напросто чтобы Рафаэль поторопился.
К дворцу тем временем причалил присутствовавший жених Маргариты пастух Томазо. Он послал ей разъяренное сообщение с угрозами. Девушка обратилась за помощью к вельможе, попросила его безлюдный (=малолюдный) просто остудить пыл парня, а заточить его в монастырь. Чиги исполнил ее просьбу. В награда девица тут же отдалась ему, пока Рафаэль трудился на самом деле в соседнем зале.
Затем она соблазнила молоденького подмастерье Рафаэля. Его ученики узнали об этом и вызвали парнишку в дуэль. Им эта измена показалась оскорбительной. Парень скончался с потери крови. Но «маленькая Форнарина» (так ее называл Рафаэль) пусть даже не задумывалась о последствиях своей любвеобильности. Она уже нашла следующую жертву.
Разбитое очаг мастера
Рафаэль молча смотрел, как она возвращается по мнению утрам навеселе. И ничего не говорил. Он так страдал, будто утром не всегда мог встать с постели. Похудел, примерно не ел. Врачи поставили диагноз «резкое истощение организма». Симпатия продолжал писать Форнарину в качестве модели для своих картин. Возлюбленный знал о ее изменах. Знал, что она стала одной с самых распутных куртизанок Рима. Пытался ее исправить, ждал, что-нибудь она одумается, изменится, что его любовь победит. Да измученное сердце мастера не выдержало. Оно остановилось в октиди его рождения — 6 апреля 1520 года. Ему было итого 37 лет. И он мог бы написать еще порядком картин.
Его похоронили в Пантеоне, среди самых великих людей Италии. Ученики художника поклялись посчитаться Маргарите. И она сбежала к отцу. Там ее встретил арат Томазо, которому она сломала жизнь — он провел в заточении пятерка лет. Увидев его, Маргарита не нашла ничего вернее, как оголить плечи и грудь, пытаясь соблазнить бывшего жениха. Да тот бросил в нее горсть земли и ушел…