В Жюри только девушки
В отличие от наших зарубежных коллег, педантично подсчитывающих сколько картин женщин-режиссеров отобрано на тот или иной фестиваль, мы не считаем, что нашему кино нужны квоты по половому признаку. В программе «Движения» всегда были щедро представлены работы девушек-режиссеров (в этом году им принадлежит почти половина из всего показываемого в 4 конкурсах — 13 картин из 29), но отбираем мы их исключительно по принципу их качества, без скидок на половую принадлежность их авторов. Тем не менее, в этом году мы считаем правильным воспеть талант и профессионализм женщин, активно работающих сегодня в отечественном кино, важность их творческого вклада. Поэтому определить победителей мы впервые в истории отечественного фестивального движения предложили жюри, полностью состоящему из блистательных и успешных женщин, подлинных профессионалов российского кинематографа. Этим мы хотим подчеркнуть их ключевые позиции в сегодняшней российской киноиндустрии, стремительно меняющейся сегодня благодаря массовому приходу девушек в самые разные кинематографические профессии. Впервые у нашего жюри не будет председателя, или можно сказать, будет сразу пять председательниц, которые вынесут решение, призвав на помощь всю свою женскую мудрость и доброжелательность. Среди членов жюри — Алена Званцова, соавтор сценария «Оттепели» и многих других популярных телесериалов, режиссер одного из них, «Частица вселенной»; популярная актриса Ксения Кутепова, востребованный молодой режиссер Нигина Сайфуллаева («Как меня зовут», «Про любовь 2»), продюсер всех фильмов Алексея Учителя, в том числе скандальной «Матильды», много работающая с дебютантами Кира Саксаганская и отборщик «Двухнедельника режиссеров» Каннского фестиваля Алена Шумакова.
Среди снятых девушками картин «Движения» — «Сулейман-гора» Елизаветы Стишовой, показанная ранее на фестивале в Торонто и награждённая многими наградами, в том числе призами на фестивалях в Карловых Варах и китайском Пиньяо — статусном совместном предприятии Марко Мюллера и Цзя Джанке. Это очень уверенный дебют, снятый в Киргизии на соответствующем языке и отвечающий всем требованиям фестивальной «ликвидности» — отсюда и такая завидная фестивальная судьба картины. В числе главных героев фильма, отвечающего приметам сразу нескольких жанров, от роуд-муви и семейной драмы до плутовской комедии — несколько малахольная прорицательница Жыпара, в первой сцене забирающая маленького мальчика из детдома с целью выдать его за своего сына, чтобы вернуть непутёвого мужа по прозвищу Карабас. У того, впрочем, уже имеется вторая — молодая — жена, вдобавок на сносях. Вместе они пытаются как-то устроиться в этой жизни у подножия величественной и магической Сулейман-горы, но ее таинственных сил все же не хватает героям, чтобы не прибегать к обману и воровству. И Жыпара, и особенно Карабас отличаются порядочной степенью инфантильности, почти не свойственной их малолетнему «сыну» Улуку. Мотив «их поменяли местами» объединяет «Сулейман-гору» с фильмом-участником внеконкурсной программы «Движение. Вектор», «Подбросы» Ивана Твердовского, в котором тоже сложно понять настоящая мать решает усыновить собственного ребенка или ее фейк.