Средь них — «Сулейман-гора» Елизаветы Стишовой, показанная ранее держи фестивале в Торонто и награждённая многими наградами, в том числе призами жюри и публики держи фестивале Пинъяо в Китая — статусном совместном предприятии Марко Мюллера и Цзя Джанке. Сие очень уверенный дебют, снятый в Киргизии на соответствующем языке и отвечающий во всех отношениях требованиям фестивальной ликвидности — отсюда и такая завидная фестивальная дано. В числе главных героев фильма, отвечающего приметам сразу нескольких жанров, с роуд-муви и семейной драмы до плутовской комедии — едва малахольная прорицательница Жыпара, в первой сцене забирающая маленького мальчика изо детдома с целью выдать его за своего сына, затем) чтоб(ы) вернуть непутёвого мужа по прозвищу Карабас. У того, все же, уже имеется вторая — молодая — жена, вдобавок на сносях. Скопом они пытаются как-то устроиться в этой жизни у подножия величественной и магической Сулейман-много, но ее таинственных сил все же не конца нет героям, чтобы не прибегать к обману и воровству. И Жыпара, и особенно Карабас отличаются порядочной степенью инфантильности, без (малого не свойственной их малолетнему «сыну» Улуку. Мотив «их поменяли местами» объединяет «Сулейман-гору» с фильмом-участником главного конкурса, «Подбросы», идеже тоже сложно понять настоящая мать решает усыновить собственного ребенка иль ее фейк.
«Сулейман-гора» Елизаветы Стишовой
Фильм-член того же конкурса «Глубокие реки» Владимира Битокова (Водан из победителей конкурса «Кинотавр. Дебют») рисует большой патриархальный мужской мир кабардинской деревни, в которой, видимо, (раз-два что изменилось за последние двести лет, и в которой мужской пол без перерыва рубят лес, а женщины так же сверх перерыва готовят похлёбку. Жизнь разнообразят только кровавые потасовки братьев с соседями, которые хотят хапнуть лесом и женщиной. Но вот в этот замкнутый мирок входит урбанистический младший брат дровосеков, не понимающий в местных порядках по большому счету ничего, что кладет начало борьбе старого и нового. У нового, сообразно мнению автора, в этих суровых краях нет шансов. В заброшенной кабардинской деревне, полной архаичных дремучих страстей и животной жестокости, горе-ученик Александра Сокурова силится отыскать пространство новой трагедии, так нельзя сказать, что находит.
«Глубокие реки» Владимира Битокова
И пока еще один фильм с российским участием и на русском языке в этой программе — «Кристалл» Дарьи Жук. Автобиографическая повесть о белорусской девушке из лихих 90-х, мечтающей укатить в Чикаго, чтобы стать там диджеем, но вынужденной ездить в деревню, воеже в чужом доме караулить звонок из консульства. Иначе в этом замшелом мире в Америку далеко не попасть. Добрые люди, со скрипом согласившиеся ее выдерживать в своем доме, оказываются слегка оборотнями — но не до (того, чтобы превратить эту лирическую повесть в зомби-хоррор, хотя бы этот жанр как нельзя лучше подходит для таких хрустальных сюжетов.