Литература, как и журналистика, может иметь злободневный, публицистический характер, но почти всегда она – вневременная. Гончаров изобразил типичную русскую черту – лень – безотносительно от веяния времени. Эта черта характерна для русского народа и сегодня и будет актуальной завтра.
В «Мёртвых душах» массу русских пороков начертал Гоголь. Их писатель уже тогда назвал мёртвыми – он писал о мертвенности всего русского народа. Мы как бы и живём, но являемся ходячими мертвецами. Думаю, из-за этого вторую половину жизни писатель провёл в Италии. Чуть раньше он предвидел демоническую природу нашей мертвенности, включая героев «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в дьявольский хоровод. Совсем не зря там появляется чёрт, помогающий Вакуле добиться Оксаны. Никогда бес не ввязывается в любовные дела, ибо любовь есть жизнь, а демон – смерть. Но у Гоголя именно он связывает двух влюблённых. Именно смерть питает жизнь.
Первый тип литературы призван привить современникам только нарождающиеся явления. В этом отношении важную роль играют субъективные пристрастия писателя. Он ни в коем случае не должен ориентироваться на какую-либо общественную группу.
К таким писателям относится И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети» написан не публицистическим языком, но основан на газетном материале. Евгений Базаров – новое явление в пореформенной России. Он – представитель нового класса. Тургенев изображает глубокую общественную мысль. Но при этом он же показывает нежизнеспособность нового течения. Базаров-то – единственно истинный нигилист. Его сгубило собственное одиночество. Особую диалогическую характеристику придают роману споры, развернувшиеся в критике после его выхода. Уединённое философское размышление требует такого же одиночества, среди которого живёт главный герой. Ему чуждо общество аристократов, так же – его старики-родители. Он находит себе дело среди природного пространства.
К этому же типу произведений относятся новеллы Мопассана. Небольшие по объёму, они похожи на короткие журналистские очерки. При этом изображаемые явления вызывают широкую общественную дискуссию. От одного из них можно с отвращением отойти, тогда как другие вызовут обильный плач сердца. К последним относятся новеллы, посвящённые франко-прусской войне. О немцах автор говорит как о захватчиках. Гордость вызывают папаша Милон, по-партизански расправляющийся с квартирующими у него немцами, обманутая Пышка, вынужденная переспать с неприятелем ради свободы окружающих. И сюжет новеллы «Возвращение» похож на статью, помещённую в центральной газете. При этом в произведениях отмечается ненависть взгляда на богатых мира сего.
Люди, находящиеся во власти денег, мелочны и эгоистичны. Они не выказывают в себе ничего морального. И чем больше капитал представителей рода человеческого, тем больше помутнён их рассудок. Они похожи на сумасшедших, готовых биться за копейку, лишь бы она не досталась другим. История с зонтиком из одноимённой новеллы ярко иллюстрирует отношения зажиточного класса к своему капиталу и окружающим. Сам автор негативно относится к изображаемым явлениям.
Новеллы обладают остросоциальным характером. Писатель постигает суть выброшенных за черту человеческого общества людей. Проститутки, безотцовщины, бродяги оказываются носителями глубокой нравственности. Это и Элизабет Руссе («Пышка»), и Симон («Папа Симона»), и Мартен из «Возвращения». Каждая из этих новелл раскрашивает общество по-своему, но объединяет их изображение жизни низов. Если первая описывает франко-прусскую войну, то две другие – повседневный быт. Мопассан является обозревателем нравов своего времени, хроникёром рядовых событий века. Его очерки вышли из журнальных статей. Но все они переработаны в художественной манере, поэтому упрекнуть автора в излишней газетности ни в коем случае нельзя.
В новеллах французского писателя наиболее остро стоит проблема жанрового определения. С одной стороны это очерк, с другой – фельетон.
Обладая точечным фотографическим сюжетом, новеллы рисуют мелочи, которые не каждый способен увидеть в жизни. Многие из них написаны в форме сценариев. Такой характер придаёт особую фрагментарность. Она же представляет фото- или киноплёнку. Творчество Мопассана – современный фотоаппарат, включающий множество кадров. Но если техника способна прийти в негодность, то писатель в совершенстве воспроизводит кадры на бумаге. И с ним уже ничего не может случиться, кроме того, что произошло в 1893 году. Его творчество отошло к разряду вечности. И этот идеал не вырубить никаким топором.
Ничто не может существовать вечно. Но это не относится к идеям, творчеству. Искусство – это то, что неподвластно времени. Известны случаи и политического увековечивания имён, но они коренятся в самых недрах человеческой памяти.
Мопассан брал темы для своих произведений из окружающих ситуаций. Так поступает каждый писатель, даже поэты используют этот горячий источник, но не каждому дано сочетать публицистический сюжет с художественными образами.
Новелла – малый повествовательный жанр, как пишут энциклопедии, разновидность рассказа, отличающаяся строгостью сюжета, отсутствием описательной и психологической рефлексии, необыденностью события, элементами символики. Из этих данных следует, что использующее новеллу творчество ориентировано на газетную статью. Необыденность сюжета говорит об оригинальности каждой личности. Художество и публицистика – две вещи несовместные. И стоит отдать дань писателю, сумевшему соединить два несоединимых понятия. Гений Мопассана в том и состоит, что генерирует в себе два разнообразных стиля. Личность автора – пересыльный пункт, точка преломления, фокус линзы идей и мыслей. Этот гений в повседневной обыденности видит философские вещи.
Во многих новеллах автор передаёт право повествования своим героям. Зачастую это выходцы из народа. Сближаясь с народным мнением, автор говорит о своих простых корнях. Из этого вырастает ненависть к Дюруа, Форестье, де Водреку. Ему родственны проститутка Пышка, крестьянин Милон, старуха Соваж.
Используемая Мопассаном манера творчества жива и по сей день. Многие писатели являются бывшими журналистами. В творчестве каждого современного поэта нет-нет, да и промелькнет газетная нотка прошлого. На кузбасской земле наиболее ярко эта сторона явлена в произведениях Николая Ничика. Его в социальном разрезе интересует жизнеспособность главной отрасли нашего края в кризисные годы. Николай Ничик является продолжателем прерванной линии Мопассана. Думаю, она никогда не иссякнет.
В «Мёртвых душах» массу русских пороков начертал Гоголь. Их писатель уже тогда назвал мёртвыми – он писал о мертвенности всего русского народа. Мы как бы и живём, но являемся ходячими мертвецами. Думаю, из-за этого вторую половину жизни писатель провёл в Италии. Чуть раньше он предвидел демоническую природу нашей мертвенности, включая героев «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в дьявольский хоровод. Совсем не зря там появляется чёрт, помогающий Вакуле добиться Оксаны. Никогда бес не ввязывается в любовные дела, ибо любовь есть жизнь, а демон – смерть. Но у Гоголя именно он связывает двух влюблённых. Именно смерть питает жизнь.
Первый тип литературы призван привить современникам только нарождающиеся явления. В этом отношении важную роль играют субъективные пристрастия писателя. Он ни в коем случае не должен ориентироваться на какую-либо общественную группу.
К таким писателям относится И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети» написан не публицистическим языком, но основан на газетном материале. Евгений Базаров – новое явление в пореформенной России. Он – представитель нового класса. Тургенев изображает глубокую общественную мысль. Но при этом он же показывает нежизнеспособность нового течения. Базаров-то – единственно истинный нигилист. Его сгубило собственное одиночество. Особую диалогическую характеристику придают роману споры, развернувшиеся в критике после его выхода. Уединённое философское размышление требует такого же одиночества, среди которого живёт главный герой. Ему чуждо общество аристократов, так же – его старики-родители. Он находит себе дело среди природного пространства.
К этому же типу произведений относятся новеллы Мопассана. Небольшие по объёму, они похожи на короткие журналистские очерки. При этом изображаемые явления вызывают широкую общественную дискуссию. От одного из них можно с отвращением отойти, тогда как другие вызовут обильный плач сердца. К последним относятся новеллы, посвящённые франко-прусской войне. О немцах автор говорит как о захватчиках. Гордость вызывают папаша Милон, по-партизански расправляющийся с квартирующими у него немцами, обманутая Пышка, вынужденная переспать с неприятелем ради свободы окружающих. И сюжет новеллы «Возвращение» похож на статью, помещённую в центральной газете. При этом в произведениях отмечается ненависть взгляда на богатых мира сего.
Люди, находящиеся во власти денег, мелочны и эгоистичны. Они не выказывают в себе ничего морального. И чем больше капитал представителей рода человеческого, тем больше помутнён их рассудок. Они похожи на сумасшедших, готовых биться за копейку, лишь бы она не досталась другим. История с зонтиком из одноимённой новеллы ярко иллюстрирует отношения зажиточного класса к своему капиталу и окружающим. Сам автор негативно относится к изображаемым явлениям.
Новеллы обладают остросоциальным характером. Писатель постигает суть выброшенных за черту человеческого общества людей. Проститутки, безотцовщины, бродяги оказываются носителями глубокой нравственности. Это и Элизабет Руссе («Пышка»), и Симон («Папа Симона»), и Мартен из «Возвращения». Каждая из этих новелл раскрашивает общество по-своему, но объединяет их изображение жизни низов. Если первая описывает франко-прусскую войну, то две другие – повседневный быт. Мопассан является обозревателем нравов своего времени, хроникёром рядовых событий века. Его очерки вышли из журнальных статей. Но все они переработаны в художественной манере, поэтому упрекнуть автора в излишней газетности ни в коем случае нельзя.
В новеллах французского писателя наиболее остро стоит проблема жанрового определения. С одной стороны это очерк, с другой – фельетон.
Обладая точечным фотографическим сюжетом, новеллы рисуют мелочи, которые не каждый способен увидеть в жизни. Многие из них написаны в форме сценариев. Такой характер придаёт особую фрагментарность. Она же представляет фото- или киноплёнку. Творчество Мопассана – современный фотоаппарат, включающий множество кадров. Но если техника способна прийти в негодность, то писатель в совершенстве воспроизводит кадры на бумаге. И с ним уже ничего не может случиться, кроме того, что произошло в 1893 году. Его творчество отошло к разряду вечности. И этот идеал не вырубить никаким топором.
Ничто не может существовать вечно. Но это не относится к идеям, творчеству. Искусство – это то, что неподвластно времени. Известны случаи и политического увековечивания имён, но они коренятся в самых недрах человеческой памяти.
Мопассан брал темы для своих произведений из окружающих ситуаций. Так поступает каждый писатель, даже поэты используют этот горячий источник, но не каждому дано сочетать публицистический сюжет с художественными образами.
Новелла – малый повествовательный жанр, как пишут энциклопедии, разновидность рассказа, отличающаяся строгостью сюжета, отсутствием описательной и психологической рефлексии, необыденностью события, элементами символики. Из этих данных следует, что использующее новеллу творчество ориентировано на газетную статью. Необыденность сюжета говорит об оригинальности каждой личности. Художество и публицистика – две вещи несовместные. И стоит отдать дань писателю, сумевшему соединить два несоединимых понятия. Гений Мопассана в том и состоит, что генерирует в себе два разнообразных стиля. Личность автора – пересыльный пункт, точка преломления, фокус линзы идей и мыслей. Этот гений в повседневной обыденности видит философские вещи.
Во многих новеллах автор передаёт право повествования своим героям. Зачастую это выходцы из народа. Сближаясь с народным мнением, автор говорит о своих простых корнях. Из этого вырастает ненависть к Дюруа, Форестье, де Водреку. Ему родственны проститутка Пышка, крестьянин Милон, старуха Соваж.
Используемая Мопассаном манера творчества жива и по сей день. Многие писатели являются бывшими журналистами. В творчестве каждого современного поэта нет-нет, да и промелькнет газетная нотка прошлого. На кузбасской земле наиболее ярко эта сторона явлена в произведениях Николая Ничика. Его в социальном разрезе интересует жизнеспособность главной отрасли нашего края в кризисные годы. Николай Ничик является продолжателем прерванной линии Мопассана. Думаю, она никогда не иссякнет.