Ему внове исполнилось 86 лет. Он был одним из самых обласканных и успешных режиссёров ХХ века, главные драмы которого дьявол либо пережил сам, либо воплотил на экране. Дьявол был одним из очень немногих восточноевропейских кинематографистов, вошедших в болий голливудский эшелон. Причиной этого была прежде всего его умение рассказывать истории, абсолютная универсальность и внятность его почерка. Умиленный мягкий юмор или зубастая сатира, пронизывавшие его ранние чешские картины «Любовные подвиги блондинки» и «Бал пожарников», с одной стороны, определили полную фантастичность его дальнейшей работы при социалистическом режиме (его работы были усердствовать свободными и провокационными), с другой стороны, проложили ему дорогу в Империя грез, где он и состоялся как режиссёр.
Уже второй мультфильм, снятый им в эмиграции, «Полет над гнездом кукушки», стал его главным шедевром. Паремия о свободе и плате за неё, конечно, не получилась бы такого склада пронзительной, если бы у режиссёра из соцстраны не было личного опыта ее подавления. Пятью «Оскаров», присуждённых этой картине (в том числе, из-за лучшую режиссуру) означали для Формана в том числе полную свободу выбора. Некто выбрал экранизацию протестного бродвейского мюзикла «Волосы». А от несколько лет он уже снимал в своей любимой Праге дивный исторический блокбастер «Амадей».
«Полет над гнездом кукушки», стал главным шедевром ФорманаФотоотпечаток: кадр из фильма
Опыт травли талантливых, неординарных людей быть социализме вновь сослужил неоценимую службу при создании этой идеальной исторической драмы, удостоенной сделано 8 «Оскаров». В целом, той же самой теме был посвящён и его поносительный имевший шумный успех фильм, «Народ против Ларри Флинта»: владелец порножурналов Флинт стал для Формана ещё одной метафорой свободы, которая может до (каких угодно бесить и раздражать, но без которой нет жизни.
Милош Форман: Я прославился в Голливуде вот , что мне некуда было деваться
Выдающийся чешский постановщик дал эксклюзивное интервью «КП» на Карловарском фестивале
… — Бесцельно вы из Москвы? – спрашивает режиссер, ни на побудьте на месте не прекращая жевать жвачку. Услышав утвердительный ответ, качает головой: — Русские который раз вернулись!
Нет, пан Форман не имеет ничего вперерез традиционного избытка русских отдыхающих в Карловых Варах. Но по сих пор не может забыть о вводе советских войск в Чехословакию, в 1968 году разгромивших чешскую «бархатную революцию», позднее чего он эмигрировал в США. Но развивать «русскую тему» Форман отказывается, сошлавшись на то, что «ничего не знает о политике». Некто вынимает дорогую и очень буржуазную сигару и спрашивает, не буду ли я не соглашаться, если он закурит. Как можно возразить классику?
— Умереть и не встать многих местах в Америке сейчас даже на улице запрещают легкие травить, — сокрушается он.
Последний имевший шумный успех видеомагнитофильм Формана — «Народ против Ларри Флинта»
— Снова притесняют, (языко при коммунистическом режиме?
— Да! Хотя в Америке это делают лещадь видом заботы о моем и вашем здоровье. В годы социализма притесняли крошки по другим поводам.
«Я не знал своих сыновей»
— Поздно ли вы перебрались в Голливуд, что поразило вас там паче всего?
— Кино везде делают одинаково. В Чехословакии всегда были отменные профессионалы в всех областях кинопроизводства. Поэтому особой разницы я не заметил.
— Ваша сестра едва ли не единственный европейский режиссер, которому посчастливилось реально завоевать Голливуд. Ваши фильмы осыпаны «Оскарами».
— С какой радости, Роману Поланскому тоже это удалось… Я скажу вы, почему у нас это получилось, а у других нет. Мы тот и другой из соцлагеря, он из Польши, я из Чехословакии. Рекуперироваться нам было некуда, вот и пришлось адаптироваться. В отличие с режиссеров из благополучных демократических стран. Такие знаменитости, по образу Ален Рене или Аньес Варда тоже искали счастья в Голливуде. Да европейцу там очень непросто. И когда их проекты безграмотный срастались за полгода, они спокойно уезжали к себе кайфовый Францию. А нам некуда было возвращаться. Вот и весь соль.
— Тема едва ли не всех ваших картин – моська против всего остального мира. Все ваши герои через Николсона в «Кукушке» до Ларри Флинта сражаются против системы.
— Весь история человечества – это история этой борьбы. Мы создаем общественные системы с целью облегчить нам практика. По идее, они должны нас обслуживать, за кое-что мы и платим налоги. На практике все наоборот. Компания начинает вести себя так, как будто у нее (за)грызть право нами повелевать. Как будто бы это возлюбленная платят нам, чтобы мы вели себя так, во вкусе это ей нужно. Это вечный конфликт, на котором кто (всё держались драматические произведения.
Снятый Форманом фильм «Амадей» удостоен восьми «Оскаров»
— Ваш задний фильм вы снимали вместе с сыновьями Петром и Матеем. Собираетесь до этого времени работать вместе?
— С удовольствием, но конкретного проекта пока кто в отсутствии. Я был очень счастлив на съемках, поскольку до этих пор практически не знал своих сыновей. Когда я эмигрировал, они пешим ходом под стол ходили. Долгие годы я был лишен внутренние резервы их видеть, потом мы общались по нескольку дней в году. Равно как единая семья мы никогда не жили до сей времени. Это была для меня большая награда.
— Какое окраина вы называете домом?
— Дом в штате Коннектикут, где родились часть мои сыновья-близнецы.
— Вы ощущаете себя гражданином решетка? Чехом, европейцем, американцем?
— Это зависит от того, идеже я нахожусь. Здесь и сейчас я чувствую себя чехом.
ЛИЧНОЕ Сделка
Милош Форман родился в в чешском городке Чаславе в 1932 году. Закончил Пражскую киноакадемию в 1955 году. Был одним изо застрельщиков чешской «новой волны», чьи снятые в Чехословакии фильмы «Черный Петр», «Бал пожарных», «Любовные проделки блондинки» лучше всех выразили дух «оттепели». В 1969 году эмигрировал в США, идеже стал одним из ведущих мастеров «нового Голливуда». Зафрахтованный им в 1975 году «Полет над гнездом кукушки» удостоен пяти «Оскаров», «Амадей» — восьми.
5 лучших фильмов Формана:
«Любовные подвиги блондинки»
«Полет над гнездом кукушки»
«Амадей»
«Регтайм»
«Народ наперекор Лари Флинта»