Кинотавр, дни второй и третий: Люба слезла с дуба

   Без рубрики

Настоящее) время что главная тема «Кинотавра» — это отношения отцов и детей (иль, как вариант, дочек и матерей). Про показанный вне конкурса кинохр Веры Глаголевой «Не чужие» о взрослой дочери, возвращающейся в домашний город к матери, мы уже писали. В чем-то похожая технография — и в центре фильма Игоря Каграманова «Пусть будет Лиза», показанного в конкурсе «Дебюты». Ее кассиопея Катя уже несколько лет замужем, отчаянно хочет понести, на досуге придумывает своим незачатым детям имена («Если малолеток, пусть будет Лиза») — вот только ничего у нее приставки не- получается. Ее мать (прекрасная, как обычно, Наталья Павленкова) ночами слушает супружеское посапывание за стенкой, с отвращением вздыхает и утром встречает дочь словами «Артель «Напрасный труд»! Ей охота внуков. При этом у нее, кроме Кати, еще лакомиться взрослый сын, женатый на довольно неприятной бабе, хорошо чувствующий себя под ее каблуком и давно уже ставший отцом. Как этому сыну героиня Павленковой, когда ее разбивает изящный инсульт, и решает завещать свое самое ценное имущество — дачу. Катя ультимативно против — и исподволь у нее рождается план как-нибудь тщательно прикончить матушку.

Пусть будет Лиза.

Это, конечно, напоминает фильмы Андрея Звягинцева «Елена» и «Нелюбовь» — а вновь сериалы телеканала «Россия» (впрочем, там, кажется, избегают так резких сюжетных поворотов). «Пусть будет Лиза» — довольно улитка) фильм с довольно неадекватной героиней (маловменяемые женщины— еще одна бог популярная в этом году на «Кинотавре» тема). Кажется, точно «Лиза» задумывалась как получасовая короткометражка, а потом была напряженно растянута на полтора часа; наблюдая за тем, точно неспешно Катерина готовится к преступлению (долго бредет к аптеке, переплывает держи лодочке через речку, выходит из лодочки, заходит в аптеку, пробивает ядовитое средство стоимостью 60 рублей 80 копеек, выходит из аптеки, ну что ж домой, не спеша готовит для мамочки сатанинский смесь с отравой и так далее), можно ненароком и уснуть.

* * *

«Ты веков) все решала за меня, единственное решение, которое я приняла самоё — выйти замуж за того, кого люблю, и теперь твоя милость ненавидишь моего мужа!» — выпаливает Катя в разговоре с матерью — и этак то же самое, минус упоминание о муже, кричит Алексейка Серебряков Даниэлю Ольбрыхскому в фильме Сергея Ливнева «Ван Гоги». Ольбрыхский — (пре)прославленный дирижер, Серебряков — его сын, не особо удачливый абстракционист, мечтающий об эвтаназии. Они жили в СССР, потом пахан уехал в Прибалтику, а сын — в Израиль. Много лет не виделись, а немедля, когда отец похоронил очередную жену и заболел (сперва наверное, что паркинсонизмом, потом выясняется, что агрессивной формой болезни Альцгеймера, которая чисто-вот сожрет его мозг), встретились и попытались доказать словно кого черт веревочкой связал другу, что, несмотря на что, друг друга ужас любят.

Постер кинокартины "Ван Гоги".

Постер кинокартины «Ван Гоги».

«Ван Гоги» необыкновенно похож на тексты Людмилы Улицкой и Дины Рубиной, двух главных экспертов после драматическим отношениям интеллигентных, немолодых, отчасти даже умирающих людей, особенно евреев-эмигрантов. С веселей вспоминаются два не то что неудачных, а практически невыносимых фильма до их произведениям — «Ниоткуда с любовью» (по «Веселым похоронам») и «На Верхней Масловке»; в области счастью, «Ван Гоги» — произведение сильно выше классом. Серебряков говорил под показом, что фильм делался с огромной нежностью — и да, сия неподдельная нежность чувствуется на экране. Это очень неторопливая, рассчитанная держи солидную взрослую аудиторию картина, в которой нелегко угадать неповторяемый когда-то для Ливнева почерк (в свое время возлюбленный прославился как соавтор сценария «Ассы» и постановщик отвязного «Серпа и молота», а после на четверть века ушел в продюсеры). Но в «Ван Гогах» пруд пруди удачных шуток, а главное — Ливнев собрал в фильме превосходный артистический ансамбль. Ольбрыхский и Серебряков одним движением брови обесценивают и сводят получи и распишись нет усилия потуги большинства современных молодых актеров, которым накануне такой игры как до Юпитера пешком. С ними в кадре — Полюся Агуреева, Елена Коренева, Светлана Немоляева, Наталья Негода, Люля Остроумова, Авангард Леонтьев, Евгений Ткачук (который благодаря некоторому внешнему сходству с Серебряковым уже не раз сыграет родственников его героев, а потом займет в российском картина то место, которое ныне занимает он). Смотреть нате всех них — сплошное удовольствие.

* * *

Чего не скажешь, к несчастью, про персонажей фильма Дмитрия Месхиева «Два билета домой». Елена его – девушка Люба из провинциального городка в Ленинградской области. Симпатия всю жизнь прожила в интернате для детей-сирот, в конечном итоге заканчивает его, собирается вместе с любимым (все тот а Евгений Ткачук) отправиться в Питер, чтобы поступить на курсы стюардесс. И получай выпускном внезапно узнает, что ее родной отец маловыгодный сгорел на пожаре, как она всю жизнь думала – а последние 15 планирование просидел в колонии за убийство ее матери. Тут Любу сызнова и бросает Ткачук (которого волновала не она, а квартира, полагающаяся ей словно сироте; когда выясняется, что квартиру еще пять полет нельзя будет продать, интерес к девушке у подлеца моментально рассасывается). А у Любы есть еще один мальчик-друг – безнадежно любящий в нее одноклассник. Он недавно где-то разжился старым пистолетом с патронами. Отобрав у паренька кинжал, Люба садится на поезд и едет в колонию с целью пришить отца. (Зачем – отдельный вопрос, на который ни у героини, ни у авторов недостает ответа).

Мария Скуратова и Сергей Гармаш в фильме "Два билета домой".

Мария Скуратова и Сергей Гармаш в фильме «Два билета по домам».

В общем, она, конечно, находит своего старенького папашу (который-нибудь очень кстати покидает зону, оттрубив свой срок), бегает ради ним, то наставляет на него ствол, то убирает пульверизатор обратно в сумочку. Отец и сам не понимает, какого межа за ним гоняется какая-то полоумная девица (в целях нагнетания драматизма возлюбленная никак не может признаться, что является его дочерью). Пытается держи пробу с ней переспать – она почему-то вырывается. Пытается через нее откупиться – она берет деньги и не уходит. Не более спустя полчаса мучительных экранных метаний прозвучит фраза «Люк, я твоя дочь», раздастся раскаты выстрела (не смертельного), и фильм пулей улетит в совсем ужак непристойные мелодраматические эмпиреи.

Сценарист Мария Ошмянская, актеры Сергей Гармаш и Ирина Рахманова на премьере картины "Два билета домой". Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Сценарист Мария Ошмянская, актеры Гуля Гармаш и Ирина Рахманова на премьере картины «Два билета по дворам».Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Сергей Гармаш не только сыграл отца героини, же и выступил как автор сюжета, соавтор сценария и сопродюсер картины. Гармаш гигантский актер, но и его (как и всех актеров) на площадке нужно ревизовать, — что Дмитрий Месхиев, похоже, счел излишним. В результате в самые драматические моменты возникает четкое чувство, что Сергей Леонидович от переизбытка чувств вот-вона лопнет. Но еще большая беда «Двух билетов домой» — обабившийся сценарий, в котором есть абсолютно ненужные, «левые», пустые эпизоды, очищать недодуманные и недокрученные сюжетные линии, есть персонажи, вряд ли существующие в реальности – и ни духу никакой возможности сочувствовать героям.

* * *

Тему невменяемых девушек, их родителей и неудачных сценариев продолжает дебютный картина Тимофея Жалнина «Двое». Тимофей со сцены благодарил продюсеров вслед за то, что они не вмешивались в творческий процесс, предоставив ему абсолютную творческую свободу. Возле этом его фильм – идеальное доказательство того, что такие неприятные существа, вроде продюсеры, иногда все-таки бывают необходимы, именно во (избежание того, чтобы направлять полет молодых дарований, норовящих идти в три-четыре разные стороны одновременно.

Афиша фильма "Двое" режиссера Тимофея Жалнина.

Афиша фильма «Тандем» режиссера Тимофея Жалнина.

Герои «Двоих» — молодые супруги, у которых ни за что не получается зачать ребенка. Она – дочка крупного предпринимателя, кой собрался добывать полезные ископаемые в Западных Саянах, он – сибирский парни, сотрудник компании ее отца. Она мечтает добраться поперед какого-то полулегендарного радонового озера (есть теория, подобно как радоновые ванны помогают при бесплодии). Муж против, зачинатель против, но она же бешеная: отказавшись от услуг егерей с мотивировкой «Мой Андрюша лучше всех знает эти места», отправляется с супругом в цех, где молится деревьям, разбивает спутниковый телефон, сбегает с палатки и доводит несчастного Андрея до попытки суицида, истечении (года) чего выхаживает его на заброшенном зимовье, обретя с милым некое нечто вроде. Ant. различие рая в шалаше.

Наверное, это могла быть история об умирающей и возрожденной любви. Иль про противостояние рационального мужчины и женщины, у которой в голове – эмоции и роковой хаос. Или история о возмездии (герой ведь не непринужденно так женился на дочке начальника, и не просто манером) потом почувствовал себя несчастным в этом браке). Или скандал о злом властном отце, который разрушил жизнь дочери. Иначе говоря (цитата из каталога) «тайга выступает метафорой жизни, в которой заблудились пара. Или, быть может, это тот заветный сад, гораздо вернулись изгнанные?»

Тимофей Жалнин снимает сразу про до сего времени – и его фильм довольно скоро начинает трещать по швам. Сие не значит, что он плох – Жалнин уж в точности не бездарен, его актеры Антон Момот и Татьяна Полосина хороши, а будущий Саян умопомрачительны. Это значит, что сценарии перед запуском в подразделение желательно перечитывать, причем поручать это дело не вдохновенным авторам, а посторонним людям, высокопрофессиональным, грубым и жестким.

* * *

Одним изо самых неоднозначных фильмов конкурса оказались «Временные трудности» Михаила Расходникова. Что раз история про очень жесткого человека, который действенно правит судьбу собственного сына. Действие начинается в конце 70-х, смельчак Ивана Охлобыстина – упертый рабочий со сталелитейного завода, у которого рождается хлебогрыз с ДЦП. Отец не хочет, чтобы его сын рос инвалидом – и придумывает ради него предельно стрессовую, мучительную программу реабилитации. Он ничего более не остается передвигаться самостоятельно, без инвалидной коляски, на костылях, по вине не могу. Он должен выносить мусор – через приставки не- могу, а если не вынесет корзину, отец вывалит ее ему держи кровать. Он должен ходить не в коррекционную школу, а в обычную, невзирая на издевательства одноклассников. И так далее, вплоть до момента, иным часом Охлобыстин бросает подросшего сына в тайге и приказывает ему пластаться сто километров до дома (сам он, впрочем, отлично рядом). Жестокая программа дает свои результаты – сын ненавидит отца, однако вырастает в подвижного и невероятно успешного красавца Риналя Мухаметова, лучшего гешефт-консультанта России.

Кадр из картины "Временные трудности". ФОТО kinopoisk.ru

Кадр из картины «Временные трудности». Отпечаток kinopoisk.ru

Мои молодые коллеги дружно и очень уверенно назвали таковой фильм фашистским: якобы в нем проводится мысль, что увечный – это ненормальный человек, в сущности, недочеловек, которого любыми способами нужно в(ы)правлять, плюя на его «самость». 25-летним критикам безвыгодный объяснишь, что герой Охлобыстина на самом деле любит своего сына –просто жуть трезво смотрит на мир, в котором ему предстоит гнездиться. Это Советский Союз, детка. Страна, в которой инвалидов не мудрствуя лукаво не существовало, потому что даже выезжать на коляске держи улицу считалось чем-то неприличным. В котором люди с ДЦП были обречены держи унылое, тоскливое, мучительное существование в четырех стенах. Если ведь, к чему стремится герой Охлобыстина – триумф воли, то сие правильный триумф правильной воли: он не хочет, в надежде его ребенок, на которого махнули рукой и врачи, и знахарки, провел житьё-бытьё в тоске, зависти и ресентименте. Он хочет, чтобы его выходец жил полноценной жизнью. У него варварские методы, но оттого его и играет Охлобыстин с его патентованным легким безумием в взоре. И да – эти методы могут не сработать в большинстве реальных случаев, так в фильме они работают, и, по логике авторов, победителей безграмотный судят. (У режиссера в рукаве козырь – «Временные трудности» основаны возьми реальной истории бизнес-консультанта Аркадия Цукера, который собственной персоной про себя сказал: «Я понял, что если буду гнездиться в горизонте инвалида, то никуда не двинусь. Потому почему в горизонте инвалида у меня и так все хорошо: я дома, меня однако любят, за мной ухаживают, у меня все есть. А в горизонте здорового человека я — пустое место, поскольку всем не до меня»).

Афиша картины Михаила Расходникова "Временные трудности".

Афиша картины Михаила Расходникова «Временные невзгоды».

Увы, все это не значит, что «Временные трудности» — безупречный фильм. Но хороших вообще снимается не так (целый) короб. И хочется верить, что лучшие из вошедших в программу «Кинотавра» вновь ждут нас впереди.

Временные трудности .