Мухи, светлячки и прочие насекомые
Конкурсная интерпретатор нынешнего фестиваля — может быть, самая удручающая за последние годы — соединила не ахти какой артхаус с каким-то совсем уж детским мейнстримом. Завлекательно, конечно, узнать о расовых проблемах в Доминиканской республике из фильма «Ложь Мириам», в котором пухлая 15-летняя девочка, сама будучи мулаткой, сильно переживает по поводу того, ровно ее интернет-избранник оказался черным. И родители этот этап, конечно, сильно не одобряют. Но хорошо бы, для того чтобы тема бытового расизма решалась все-таки не получи и распишись уровне детского сада.
Чешский фильм «Все будет» Ольмо Омерзу — детское роуд-муви об угнавших машину неблагополучных подростках, нате которых наплевать взрослому миру. Для того, чтобы выделить эту нехитрую мысль, режиссер снабжает фильм англоязычным названием «Зимние мухи» — тырли-мырли именно так, как к назойливым помойным насекомым относятся к детьми бессердечные взрослые. Жаль только, что прихлопнуть их не разрешается.
От мух недалеко и до светлячков — впрочем, куда побольше благородных насекомых. Их отсутствие в индустриальном обществе оплакивает канадец Себастьен Вертолетчик в заунывной подростковой драме «Исчезновение светляков». Главную героиню, опять одну малоинтересную школьницу достала вялая буржуазная жизнь с родителями, благодаря чего она решает брать уроки игры на гитаре у затрапезного местного рокера.
Рок-н-ролл-н-ролл должен был придать хоть какой-то свежести и битой израильской мелодраме «Искупление» Джозефа Мадмони и Боаза Йехонатана Якова, хотя и этого, увы, не произошло. С плеч его главного персонажа, бывшего рокера в ермолке, неймется стряхнуть перхоть. Почти как в несколько более заводном фильме «Братья Блюз», симпатия подбивает на новые выступления свою давно распавшуюся группу. Лабая получи свадьбах у правоверных евреев свои невыносимые рок-баллады, симпатия собирает деньги на лечение умирающей от рака дочке…
Австрийская опус «К ночи» Петера Брюннера — жеманный выпендреж о «современном художнике» (Калеб Лэндри Джонс изо «Трех билбордов…»), чья детская травма (семья погибла в огне) далеко не дает ему покоя во взрослой жизни. Он превращает свое квартира в сквот, а жизнь жены и сына — в ад. Ну и жизнь зрителей вместе, но они хотя бы могут бежать из сего однообразного, одномерного морока.
На этом фоне честный турецкий середняк перед оригинальным названием «Братья» Омура Аттая кажется почти достижением: точно по сюжету 17-летнего только что выпущенного из детской колонии Юсуфа начинает беспокоиться во взрослой жизни его старший брат Рамазан. Так делает это так, что того, понятное дело, позывает опять в колонию. Подальше от семьи, назначившей его виновным после преступление, которого он не совершал, в угоду косным патриархальным традициям, изо которых, как видим, не может вырваться передовая турецкая молодые люди.