Названы лауреаты Премии Юрия Любимова
Пока зал Московской консерватории заполняли гости вечера, было время прочесть буклет, подготовленный по случаю вручения Общественной премии Юрия Любимова и (впервые!) Международной театральной премии имени Юрия Любимова. Все материалы, выпускаемые Благотворительным фондом развития театрального искусства, носящим имя Мастера, всегда содержат любопытные архивные материалы и фотографии. Вдова и соратница Мастера Каталин Любимова всегда внимательно, трепетно и ответственно относится ко всему, на чем лежит отпечаток Любимова, не позволяя затушевать его память. Работа с наследием великого режиссера идет непрестанно и проявляется даже в таких драгоценных деталях, как и нынешний буклет. В нем среди прочего приведен эпизод общения Юрия Петровича с Петром Капицей. Человек искусства спросил у человека науки — что умирает в человеке последним? Ученый ни на минуту не задумавшись ответил: «Профессиональные навыки». Вот именно за профессионализм, честность и гражданственность вручает сегодня премию, носящую имя Мастера, призывавшего своим творчеством, как одноименным спектаклем – «Берегите ваши лица».
Лауреатами премии становятся не только деятели театра, но люди разных профессий, высоко несущих звание Человека. В этом году отмечены наградой актриса Юлия Борисова, ученый–гематолог Андрей Воробьев и ансамбль Дмитрия Покровского. Международной театральной премии, учрежденный фондом Любимова совместно с Международным Институтом Театра за поиск новой театральной эстетики и за возрождение самой культуры театра был удостоен режиссер Анатолий Васильев, в своей речи упомянувший, что его жизнь словно бы разделена на три серии, которые можно назвать: «До Любимова», «Вместе с Любимовым» и «После Москвы».
Каждый год памятный знак премии обретает новое воплощение. В 2018 лауреатам были вручены поистине уникальные диски с записями стихотворений в исполнении Юрия Любимова. Любимов был уникальным чтецом и мастером художественного слова. И в режиссуре он всегда уделял особое внимание сценической речи, именно поэтому слова в его спектаклях не произносятся, а звучат. Уникальные записи из архива Каталин Любимовой были положены на музыку Павла Карманова, работавшего с режиссером над постановкой оперы «Князь Игорь».
Завершился вечер исполнением Маленькой торжественной мессы Джоакино Россини. На всем протяжении вечера на сцене стоял большой портрет Мастера, обращенный в зал. И взгляд его был живым, красноречивым, может быть укоряющим, но неизменно любящим. «Несмотря на трудности, твердо верить в свой путь», — завещал он, со своего пути Режиссера и Человека не свернувший.