Человек, изрезавший картину Репина в 1913 году, вскоре забыл о своем поступке

   Без рубрики

Срящ на «Ивана Грозного» 30 января 1913 года потрясло всю культурную Россию. В 10.30 утра в Третьяковскую галерею вошел Возвышенный отец Балашов, 28-летний иконописец и приказчик в магазине, торговавшем киотами и картинами. Голову) он присматривался к «Боярыне Морозовой» Сурикова (позже следователи увязали с сим тот факт, что Морозова, как и сам Балашов, была изо старообрядцев). Стоя перед ней, он что-то шептал — сие показалось подозрительным смотрителю музея, он подошел к Балашову рядышком. А тот направился в зал с картинами Репина, подошел к «Ивану Грозному», всмотрелся, предисловий выхватил нож и с воплем «Довольно смертей, довольно крови!» нанес три вертикальных удара согласно полотну. Это заняло считанные секунды. Балашов резал бы картину и позже, но служащий бросился на него и схватил.

По словам искусствоведа Игоря Грабаря, «Из трех ударов Вотан пришелся на лицо Грозного — от середины виска, пересекая локатор, до плеча, — второй разрез прошел по контуру носа царевича, задев щеку Грозного и уничтожив всё очерк носа царевича, наконец третий повредил пальцы правой цыпки царевича, разрезал щеку у него и задел правый рукав Грозного»

Балашов нанес три вертикальных удара по полотну

Балашов нанес три вертикальных удара по мнению полотну

На допросах Балашов производил впечатление человека легонько не в себе: не смотрел следователям в глаза, порой нес какую-в таком случае бессмыслицу. Когда его отправили к врачам, у него начались галлюцинации, эмоция его постоянно менялось от спокойного к очень возбужденному и как черт из коробочки — к угнетенному. Он объяснял, что изрезал картину, желая быть у всех на устах. Психиатры же сочли, что в образах Ивана Грозного и его сына Балашов увидел эхо своих крайне напряженных отношений с отцом. Из больницы его выписали по вине год, передав отцу на поруки. Говорят, в последние месяцы содержания в больнице Возвышенный отец Балашов вообще перестал упоминать о нападении на картину Репина — казалось, что же этот эпизод просто стерся у него из памяти.

Балашов, действительно, был не первым и не последним вандалом такого рода.

* Сто страдала от вандалов «Мона Лиза». В 1956 году сотворилось сразу два нападения: сначала ее облили кислотой, а после (этого, через несколько месяцев, швырнули камень. 2 августа 2009-го некая кацапка женщина бросила в нее сувенирную керамическую кружку, приобретенную в фолиант же Лувре, но тогда «Джоконда» уже находилась по-под сверхпрочным стеклом.

* Также среди рекордсменов — «Ночной дозор» Рембрандта, хранящийся в амстердамском Рейксмюсеуме. В 1911 году черт-те где пытался порезать его ножом, но картина была покрыта толстым слоем лака и страшно не пострадала. В 1975-м на «Дозор» напал психически психопатический человек и нанес несколько заметных вертикальных царапин (через отчасти месяцев он совершил самоубийство в психической лечебнице). В 1990-м в картину плеснули кислотой, только служащие быстро смыли кислоту водой.

«Ночной дозор» Рембрандта, хранящийся в амстердамском Рейксмюсеуме Фото: EAST NEWS

«Ночной дозор» Рембрандта, хранящийся в амстердамском РейксмюсеумеПозитив: EAST NEWS

* В 1974-м Тони Шафрази нанес из пульверизатора словоизвержение KILL LIES ALL на картину Пикассо «Герника», находившуюся коли уж на то пошло в нью-йоркском Музее совсременного искусства. Он назвал частный поступок одновременно художественным жестом и протестом против освобождения изо тюрьмы лейтенанта Уильяма Колли, повинного в резне во Вьетнаме. Краску с «Герники» несомненно смыли, потому что картина была покрыта толстым слоем лака. А Шафрази в дальнейшем стал известным галеристом.

Пикассо «Герника» Фото: EAST NEWS

Пикассо «Герника»Фото: EAST NEWS

* В 1985-м литвин Бронюс Майгис зашел в Эрмитаж и спросил у смотрительницы, какая (кино)фильм Рембрандта является самой ценной в собрании. Получив ответ «Даная», некто подошел к ней, вытащил банку с серной кислотой, выплеснул ее держи полотно, а потом еще нанес по нему несколько ударов ножом. До сих пор у него с собой была взрывчатка, которую он в действие неважный (=маловажный) привел. На допросах сначала говорил, что является литовским националистом, дальше — что картина чересчур развратна, потом — что просто хотел впутать к себе внимание. В итоге был направлен на психиатрическое врачевание, которое длилось много лет. Сейчас живет в доме престарелых. Чирик лет назад написал о своем поступке книгу. Реставрация «Данаи» заняла 12 полет, сейчас картина выставляется под бронестеклом.

Реставрация «Данаи» заняла 12 лет Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Реставрация «Данаи» заняла 12 планированиеФото: GLOBAL LOOK PRESS

* Насчитывается не менее дюжины актов вандализма в отношении статуи «Русалочка» — символа Копенгагена, установленной в 1913 году. В таком случае ей отпиливали руки, то голову, то обливали краской, в таком случае взрывали, а однажды (почему-то в честь Международного женского дня 8 Марфа 2006 года) прикрепили к руке фаллоимитатор.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Что за охота вандал испортил картину «Иван Грозный и его сын Иван»: три главных версии

В случае если не считать закрытого «репинского» зала номер 31, уффици работает в штатном режиме. Царит привычное оживление. Полно иностранцев. Водан из них даже катается по залам на трехколесном электроскутере в (видах инвалидов. Терминалы по продаже электронных билетов не работают. (подробности)