Карловы Вары: русские фильмы выиграли сразу в двух конкурсах
Просвечивающий темой фестиваля стала тема поисков правды о событиях далекой река совсем близкой Истории. Так, названные лучшим документальным фильмом «Свидетели Ловля» — хроника событий самого конца лихих 1990-х, когда руководитель Ельцин неожиданно для всех назначил вместо себя бедно тогда известного нынешнего президента России. Фильм Виталия Манского основан бери интервью со свидетелями этих судьбоносных дней и собственных съемках пирушка поры — документалист в то время активно снимал высшие эшелоны начальство России.
Во втором по значению конкурсе фестиваля, «К востоку с Запада», в котором собраны работы молодых авторов из стран бывшего соцлагеря, победила «Сулейман-гора» Елизаветы Стишовой, показанная вперед на фестивале в Торонто и награждённая уже многими наградами. Главные герои сего очень уверенного кинодебюта, снятого в Киргизии на соответствующем языке и отвечающего приметам залпом нескольких жанров, от роуд-муви и семейной драмы прежде плутовской комедии, отличаются порядочной степенью инфантильности, почти мало-: неграмотный свойственной их малолетнему «сыну» Улуку. Мотив «их поменяли местами» объединяет «Сулейман-гору» с фильмом-участником главного конкурса, «Подбросами» Ивана Твердовского, идеже тоже сложно понять настоящая мать решает усыновить собственного ребенка аль ее фейк.
Кадр из фильма «Сулейман-гора»
Свежий фильм любимца Карловых Вар Твердовского удостоился, к сожалению, только лишь специального упоминания жюри, хотя был достоин большего — особенно нате фоне на редкость слабого конкурса. Немного картин-участников хватило терпения осмотреть до конца. Но жюри решило отдать сразу двум награды (спецприз и приз за лучшую женскую роль) одному с них — банальной аргентинской вещи «Сон о Флорианополисе» Аны Кац о без (малого распавшемся семействе, отправившимся отдыхать в соседнюю Бразилию . Понятно, зачем сны о Бразилии видят все, но причем здесь, извините, призы?
Награда за режиссуру столь же необъяснимым образом отошел чешскому фильму «Все будет» Ольмо Омерзу — до сей поры одному роуд-муви об угнавших машину неблагополучных подростках, для которых — ах! — наплевать взрослому миру. Для того, с намерением подчеркнуть эту нехитрую мысль, режиссер снабжает фильм англоязычным названием «Зимние мухи» — де именно так, как к назойливым помойным насекомым, относятся к детьми бессердечные взрослые. Жаль только, что прихлопнуть их запрещено.
Кадр из фильма «Зимние мухи»
Как лучшего актера отметили израильтянина Моше Фолкенфлика, сыгравшего в мелодраме «Искупление» Джозефа Мадмони и Боаза Йехонатана Якова бывшего рокера, ставшего правоверным иудеем. Чуть было не как в несколько более заводном фильме «Братья Блюз», некто подбивает на новые выступления свою давно распавшуюся группу — в надежде заработать на свадьбах деньги на лечение умирающей через рака дочки…
Кадр из фильма «Искупление»
Все сии мимо кассы выданные награды, впрочем, можно простить ради один главный приз — он достался действительно главному фильму фестиваля, новой работе отличного румынского режиссера Раду Жуде лещадь интригующим названием «Мне плевать, если мы войдем в историю что варвары» (цитата из фашистского министра в правительстве Антонеску, которую, якобы сказал, получая приз продюсер фильма, лидеры многих стран теперь могли бы присвоить себе). Это не столько прямое и чудо) как сильное высказывание о роли Румынии во Второй мировой войне (отечество не просто поддерживала Гитлера, но по масштабам решения «еврейского вопроса» была «на втором месте» по времени Германии — за время войны здесь было убито 380 тысяч евреев), как долго размышление на актуальную для очень многих стран тему переписывания истории в угоду «Большой политике» и не касаясь частностей жизни в эпоху пост-правды, когда настоящая правда ни души не интересует и никому не нужна.